Номер 03 (1297), 29.01.2016
Не за горами полвека с того дня, когда в Одесском Бюро путешествий и экскурсий познакомились Анатолий Дроздовский и Ева Краснова. Вместе поехали на Соловецкие острова и с тех пор уже не расставались. Сегодня - это самая известная в Украине семейная пара коллекционеров.
"И ПЛАСТЫРЕМ ЛЯЖЕТ
НА РАНУ ТВОЮ
ПОЧТОВАЯ МАРКА..."
Подлинные патриоты Одессы, они сделали для него куда больше сонма чиновников от культуры, чьих имен и не припомнишь. Опубликованные четой в газетах и журналах познавательные материалы уже занимают три книжные полки. Они консультировали городские власти, когда восстанавливали ансамбль Екатерининской площади со статуями императрицы и основателей Одессы. Не в последнюю очередь благодаря находящимся в семейной коллекции открыткам одесской тематики (а всего их там около полутора тысяч, да и само слово "открытка", между прочим, изобретено в Одессе в альтернативу "почтовой карточке" или "открытому письму"!)
- У меня есть открытка, почтовый штемпель на которой говорит, что это первая в истории Одессы почтовая карточка с видом города, - с гордостью говорит Анатолий Александрович. - Опротестовать почтовый штамп невозможно.
Анатолий Дроздовский - заслуженный филателист Украины, почетный член Одесского общества коллекционеров, в которое вступил в 1975 году, а через год стал уже председателем секции филокартистов и делегатом их всесоюзного съезда в Ленинграде. Постепенно от собирательства открыток Дроздовский перешел к другим предметам, имеющим отношение к нашему городу. Это спичечные и папиросные коробки, чернильные флаконы, лотерейные билеты и билеты на конку, сургучные печати, торговые и парфюмерные этикетки, аптечные сигнатуры, почтовые облатки. Восемь марок, посвященных Одессе за всю ее историю, известны филателистам: первая выпущена в 1870-х годах. Но гораздо интереснее марок и конвертов - письма из прошлого...
ЛЮБОВЬ КАК ПО НОТАМ
- В нашей коллекции есть очень интересное письмо, написанное на бланке "Депо и фабрики музыкальных инструментов" самим владельцем Михаилом Кирбисом, - рассказывают супруги в журнале "Мигдаль-Таймс". - Господин Кирбис считал себя композитором: в его активе вальсы для фортепиано "Звездочка", "Минуты забвения" и полька "Колокольчики", ноты которых продавались в магазине. Письмо - часть переписки Михаила с девушкой Марией, которой он сделал предложение руки и сердца. Из письма ясно, что девушка очень серьезная и своим трудом содержит семью. Михаила заботит то обстоятельство, что он происходит из евреев. Видимо, девушка другого вероисповедания, и не совсем понятно, как к этому обстоятельству отнесется ее семья. Романтики в этом деловом любовном письме нет вовсе. Чувствуется продуманность и трезвость взрослых людей. Красивый бланк предприятия, с указанным на нем адресом дома на углу Преображенской и Дерибасовской не принес успеха владельцу: заведение М. Кирбиса не числится ни в одном из справочников последних лет ХIХ и первых годов ХХ века - когда было написано письмо, и позднее тоже. Более того, многократное увеличение открытки с фотографией пересечения улиц Преображенской и Дерибасовской, выпущенной в эти же годы, позволяет прочитать вывеску на доме, где сказано, что это склад музыкального магазина Л. Йозефера. Возможно, не справившись с самостоятельным бизнесом, Михаил Григорьевич стал служащим в крупном музыкальном депо (магазине) одесского купца Льва Абрамовича Йозефера.
ГОРОДУ И МИРУ
Недавно коллекция старинных нотных обложек была представлена супругами в выставочном зале Музея истории евреев Одессы "Мигдаль-Шорашим" (к созданию музейной экспозиции они также, что называется, руку приложили). А до этого была выставка "Деньги Одессы", был издан пятитысячным тиражом в Киеве набор открыток "Старое и новое", постперестроечная экспозиция "История Одесской почты", которая принесла Анатолию Дроздовскому медали с выставок России, Турции, Австрии, Италии. Были и будут познавательные экскурсии по Одессе.
Чтобы раскрыть свои богатства наиболее широкому кругу ценителей, супруги работают не только над газетными и журнальными публикациями, не только устраивают тематические выставки, но и выпускают иллюстрированные отдельные издания. Великолепно изданные альбомы "Одесса на старых открытках", "Старая Одесса: торговля и промышленность", "Старая Одесса: фотографы и фотографии" - тоже основаны на материалах коллекции.
И БАБЕЛЬ ТАКОЙ МОЛОДОЙ...
Купленный в частном архиве бланк: "Э. И. Бабель. Одесса" (фамильная фирма по продаже сельхозмашин на Ришельевской, 17, где ныне стоит памятник писателю Исааку Бабелю) Анатолий Дроздовский подарил Литературному музею. Недавно обретенный уникальный снимок - выпускники Одесского коммерческого училища 1911 года с Исааком Бабелем... А вот заполненный от руки бланк Механической мастерской И. А. Тимченко, который, как известно, изобрел кинопроектор раньше братьев Люмьер. Гаечный ключ с заводов Гена - роскошный экспонат, как и жестяные коробки, еще хранящие сладкую память от "конфектов", съеденных столетие назад лукавыми барышнями...
СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ ОДЕССИТОВ
Рассказывают супруги, что в старой Одессе производились отличные даже по имперским меркам сладости - монпансье, шоколадки, карамельки. Кроме одесских производителей, до революции в нашем городе были представительства всех крупных кондитерских производств Москвы и Санкт-Петербурга.
- Кстати, фантиками конфетные обертки стали называться в связи с игрой в фанты, распространенной сто и более лет назад, - рассказывает Анатолий Александрович. - Суть игры состояла в том, что игроки поочередно давали некий предмет, и его обладателю нужно было исполнить то, что загадывал главный игрок. Самым распространенным фантом зачастую служила яркая конфетная обертка, потому их стали называть уменьшительно фантиками.
Конфетная обертка, как и другие этикетки, - это предмет прикладной графики. И хоть фантик не рассматривается как вид искусства, в конце XIX - начале ХХ веков этикетки для российских товаров создавались известными художниками Михаилом Врубелем, Виктором Васнецовым, Иваном Билибиным. В Одессе над дизайном "конфектных", как тогда было принято говорить, упаковок трудились одесские художники. Имена их и изготовляемые ими эскизы хранились в тайне, учитывая жесткую конкуренцию среди производителей сладостей, а уровень продаж напрямую был связан с привлекательностью фантика.
В коллекции Дроздовских почетное место занимают бонбоньерки (жестяные конфетницы) от крупнейшего производителя конфет в Одессе на рубеже ХIХ и ХХ веков - кондитерской фабрики братьев Льва и Якова Крахмальниковых, которая изготавливала сладости с 1820 года. Имеются и остатки деревянной коробки, содержащей некогда ягодный мармелад. А собрание фантиков достойно отдельного исследования!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Ежели кто планирует писать статью, провести научное исследование или снимать фильм об одесской истории любого периода, в консультанты непременно следует брать супругов: они доброжелательны и "безотказны". Свет их большой коллекции адресован обществу в целом, пронзая мрак невежества. Интеллигентность у них в крови; никогда не скажут злого слова, не поставят собеседника в неловкое положение неуместным замечанием, лучше лишний раз извинятся сами, чем допустят мысль о том, что кто-то может оказаться обижен или недопонят. И это при столь обширных знаниях, эрудиции...
А о деталях личной жизни и секретах уникального семейно-творческого содружества Анатолий Александрович и Ева Ароновна рассказали на встрече под названием "Свет большой коллекции", которая прошла в Еврейском культурном центре "Бейт Гранд" в рамках проекта Геннадия Кацена "Творческие семьи Одессы".
Анатолий - одессит. Родители Евы - из Кривого Озера. Но не встретиться бы этой паре двух сердец, если бы не смелая русская женщина Марфа, которая во время оккупации два с половиной года прятала маму и сестру Евы от фашистов.
- Я отнюдь не коллекционер, - признается Ева Ароновна. - Охотник за экспонатами у нас Анатолий. У него это отлично получается. А я уже очень много лет исследую то, что он добывает: что за вещь, кто владелец, для чего предназначена и так далее. Каждый экспонат в коллекции требует разработки. Вот я этим занимаюсь с удовольствием. Как и в прошлой жизни, когда более 30 лет занималась исследованиями в области органического синтеза.
Что же касается семейной жизни, то супруги с почти полувековым стажем не считают, что тут можно сказать "новое слово". Совместная жизнь - это труд двух людей.
- Хочешь быть рядом с этим человеком, считаешь его достойным, значит, в чем-то можно уступить, - полагает Ева Ароновна и признается "по секрету", - женщины умнее и тоньше мужчин и посему уступают чаще.
У Анатолия Александровича и Евы Ароновны три сына - Александр, Андрей и Юрий. Младший, Юрий Дроздовский, - международный гроссмейстер по шахматам, был чемпионом Украины, дважды - чемпионом Европы среди кадетов. Его жена, Наталья Здебская, также международный гроссмейстер. Крохотная внучка уже тянется к шахматным фигурам - подождем немного...
Словом, настоящая одесская семья, от которой Одесса ждет и в дальнейшем интересных историй, экспозиций, изданий, даже просто рассказов...
Александр ГАЛЯС,
Мария ГУДЫМА.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.