Номер 02 (798), 20.01.2006
В этом году новогодние и рождественские каникулы я провела в путешествии по сказкам и, надо сказать, это было увлекательное путешествие. Уж каких только Дедов Морозов и Снегурочек я ни повстречала во время путешествия, в какие игры ни поиграла с ними вместе с детьми. Правда, игры были очень похожие, так что в конце ответы на все загадки я уже знала наперед. Но и то правда, что Дед Мороз он же ОДИН, кто бы из актеров ни одевался в его красный или синий халат и ни украшал себя роскошной белой бородой, да и внучка Снегурочка у него ОДНА ЕДИНСТВЕННАЯ. Вот, правда, в ТЮЗе Дед Мороз вместо себя прислал Мороза Ивановича. Мороз Иванович пришел прямо из сказки, которая так и называется "Мороз Иванович", да еще привел с собой милую тихую Настеньку и шебутную Марфутку, о которых и идет речь в этой русской сказке, поставленной Виктором Борисенко. Дети так полюбили этих милых девочек, что с радостью поиграли с ними, такими настоящими и живыми, не сравнить со снежной Снегурочкой. Впрочем, и Снегурочки, бывает, становятся СВОИМИ, если тоже принимают участие в спектаклях. Так было и в Одесском театре кукол, откуда я с "Новогодней волшебной сказки" и начала свое путешествие. И много мне пришлось еще попутешествовать, покуда попала я в сверкающее прекрасное царство Мороза Ивановича. Но все по порядку.
Снегурочка из "Новогодней волшебной сказки" помогала симпатичному Белому Коту пробираться по страшному зимнему лесу, чтобы отобрать у злой Бабы Холодины Волшебную хлопушку, пока эта Баба Холодина не наделала бед на Земле, не оставила бы всех нас без Нового года. Правда, если бы не активная помощь ребят, сидящих в зале, возможно, Волшебная хлопушка так и осталась бы у Бабы Холодины, уж очень хитрые козни устраивала старуха, даже в дракона обращалась. Но... Снегурочка, Белый Кот и ребята победили. Правда, только в спектакле, очень увлекательно поставленном И. и Я. Златопольскими. А вот ХОЛОДИНУ в зале и в помещении театра (если тот, простите, сарай, где ютится Одесский кукольный, позволительно называть театром) актерам, несмотря на то тепло, ту любовь к детям, которые они вкладывают в свои спектакли, победить не удается. Наверное, эта ХОЛОДИНА поселилась также в сердцах у тех людей, от которых зависит, чтобы у детей всё было самым лучшим (помните, бабушки и дедушки, такой лозунг?). И этим людям наплевать, что у детского театра нет фойе, нет буфета, где ребенку можно было бы взять булочку и стакан воды или сока, нет даже гардероба. Ну последнее в данных условиях и не обязательно: летом верхних вещей нет, а зимой снять пальтишко с ребенка рискованно простудится. В общем, я еще раз убедилась: в этом театре могут работать только подвижники, которыми руководит любовь к детям.
Впрочем, я собиралась рассказать о большом путешествии по сказкам, а застряла на первом же этапе, где добрая сказка переплетается с былью, очень похожей на сказку злую.
Из леса Белого Кота я попала в лес спектакля "Заколдованный принц", который придумала по мотивам сказок Братьев Гримм С. Чмыхова. Создали этот загадочный страшный лес на сцене Одесского театра музыкальной комедии режиссер-постановщик Вахтанг Чхаидзе и художник-постановщик Станислав Зайцев. Очень хорошо создали, изобретательно. И костюмы всех персонажей, населяющих этот лес: и жестокого Короля, и злющих Карликов Черная борода и Рыжая борода, и забавных карличат, детей Карлика Рыжая Борода, и заколдованного Принца-медведя, все-все костюмы этих персонажей придумала Елена Лесникова, и придумала просто замечательно. А вот девочки Гретель и Хана, их мама, расколдованный Принц и его брат Алекс они совсем не сказочные, а похожие на ребят, сидящих в зале. Словом, все было бы хорошо (очень мне понравилась режиссерская работа В. Чхаидзе и игра актеров), но... Слишком уж большой лес оказался в этом спектакле, два часа мы выбирались из него (не считая антракта), скучно стало и тяжело. И не только мне. По реакции детей, которые перестали вмешиваться в спектакль и давать персонажам "ценные советы", было понятно, что и им, несмотря на все усилия постановочной группы, стали в тяжесть нагромождения в пьесе С. Чмыховой. А большинство детей ждало еще разочарование после спектакля. Подарки-то выдавали не всем, а только детям определенного профсоюза... Так что, были и слезы, и обиды, и непонимание ситуации детским умом.
Из леса злых Карликов я попала в царство Снежной королевы. Там были и городская улица, и лес, и тундра. Там были шалун-брат и его переданная сестра, которая пошла искать брата, похищенного Снежной королевой. Но это были не Кай и Герда, а современные дети, хорошо знающие сказку Андерсена, но из-за дерзости братца попавшие в нее. Этот очень милый, очень красивый, музыкальный спектакль сыграл на сцене Одесского русского театра коллектив театра "Какаду" из Дворца культуры им. Леси Украинки. Постановка Люсика Заславского (он же автор инсценировки), музыка Евгения Лапейко. Правда, были еще вставные современные музыкальные номера, но они были, что называется, "по делу". Ну как Снежной королеве не спеть "А он такой холодный, как айсберг в океане"? Или, когда скрипит дверь, не вспомнить знаменитый шлягер, который в "Иване Васильевиче" поет Куравлев-Милославский, и.д.
Словом, дети и родители были в восторге. И пусть пьеса, точнее, инсценировка, совсем не затейливая, но она оказалась "заводной". А это главное, что должно присутствовать в детских спектаклях, соучастие в спектакле маленьких зрителей. И еще. Не могут не просто понравится, а даже привести в восторг балетные номера, поставленные Татьяной Сливченко, танцы Жар-птиц, Метели, Черной вьюги и т.д. Очень удачны костюмы, особенно платье Снежной королевы, подол которого несут четыре маленькие Снежинки, позволяя Королеве менять свой внешний облик, то затягиваясь в платье, то распуская его так, что за ним могут прятаться другие персонажи. Очень украшает спектакль, приближая его к маленьким зрителям, участие в нем детей.
Из сказки в Русском театре я попала в ТЮЗовское хрустальное царство Мороза Ивановича, о котором уже писала. Ну а затем, решив, что пора немного согреться, я надумала отправиться в какую-нибудь страну, в какое-нибудь царство-королевство, где сегодня если не лето, то по крайней мере не заснеженный лес. Такое королевство я нашла в Одесском украинском театре в сказке "Затеи Шалапута", написанной Романом Бродавко, а поставленой Константином Пивоваровым в декорациях Николая Вылкуна и с отличной музыкой Виктора Власова.
Красивые декорации и костюмы, отличные музыкальные номера, прекрасный актерский ансамбль (И. Геращенко, И. Бессараб, Л. Гурин, П. Шмарев, С. Булка и Е. Юхновец), тепло и изящно поставленный спектакль. Но главное, что мне хочется отметить, это целостность спектакля и впечатлений от него, благодаря хорошему драматургическому материалу, то есть, попросту говоря, благодаря хорошей пьесе. Пусть даже некоторые элементы пьесы встречаются в сказках разных народов мира (фольклор ведь взаимосвязан), но логичность и сбитость действия, хорошо прописанные диалоги, живой язык, остроумие фразы достойны всяческой похвалы.
Честно говоря, устав от морозных лесов и расслабившись в королевстве симпатичного Короля, чьим зятем стал шалапутный и веселый простой парень Франчо, я решила, что следующим пунктом моего путешествия должно стать место, где будет греть солнышко. В театре Дом Клоунов шли "Новогодние смешинки", филармония показывала мюзикл Мадагаскар", а в концертно-выставочном комплексе морвокзала шел мюзикл "Держи хвост пистолетом". Оставалось всего два дня каникул. Рассудив, что клоуны из своего Дома никуда не разбегутся, а до жаркого Мадагаскара путь неблизкий, так что лучше его оставить на конец путешествия (ах! Как я просчиталась! В последний день спектакль в 14 часов уже не шел, и я упустила мюзикл, который все посмотревшие его очень хвалили), я решила отправиться на морвокзал, поскольку из года в год слышала одну и ту же фразу: "Вы себе не представляете, как здорово ставит Чернобродская свои спектакли!".
И правда, здорово! Под художественным руководством Анны Чернобродской актриса и режиссер Юлия Пляшкова поставила по пьесе Александра Завелиона мюзикл "Держи хвост пистолетом". Как и положено в год Собаки, действие спектакля разворачивается в собачей стране, которую я бы назвала Песландией (кажется, у ее жителей другое самоназвание). В ней на Бобкер-стрит живет не менее талантливый сыщик, чем его коллега с Бейкер-стрит. Сыщик Доберман живет у миссис Таксон вместе со своим другом Пинчером. На их долю выпадает миссия вернуть бриллиантовую корону новой королеве элитного собачьего клуба красавице Мальтийской Болонке, которой строит козни интриганка Борзая с поддельной родословной. На стороне Мальтийской Болонки председатель клуба лорд Коккер-Спаниель и именитые гости клуба, например, гость из Италии Мастино-Наполитано и другие члены клуба с не менее выразительными фамилиями. На стороне самозванки Борзой беспородная предводительница уличных собак Шавка.
Как сказала Юлия Пляшкова, спектакль создавался таким, чтобы он был интересен и детям, и взрослым. Если для малышей предназначен в основном видеоряд, то взрослые получают несказанное удовольствие от остроумных хохм, достойных лучших времен одесского КВН, из которого и вышел хороший, остроумный писатель Александр Завелион.
Что касается видеоряда, то восхищение костюмами Людмилы Войновской накладываются на восхищение танцами, исполняемыми коллективом ансамбля "Браво", которым руководит Оксана Ливанова. Превосходно работают все, и малыши, и старшие ученики Ливановой. Очень хороши и Холмс, простите, Доберман Игорь Коршунов, и Ватсон-Пинчер Сергей Юрков. Роли Мальтийской Болонки и лорда Коккер-Спаниеля исполняют заслуженные артисты Украины Ольга Оганезова и Юрий Невгамонный (Одесская музкомедия).
В остальных ролях заняты артисты Одесского молодежного драматического театра (ТЮЗ) Ю. Пляшкова, Саяникова, Н. Машукова, В. Сальников и др.
Я не стану сравнивать то, что я увидела в концертно-выставочном комплексе морвокзала, с другими детскими спектаклями, другие возможности, другой спонсор ("Наша Ряба", "представитель" которой Курочка Ряба вместе с Пупсой забавляла детей, и которая ни одного ребенка не оставила без подарка). Каждый театр хотел подарить детям радость. И то тепло, которое вложили в свой спектакль артисты и постановщики в "Новогодней волшебной сказке" кукольного театра, не менее ценно для меня при всем моем восхищении мюзиклом на морвокзале.
Елена КОЛТУНОВА.
2-8 января 2006 г.
На фото: сцена из спектакля "Держи хвост
пистолетом".