Номер 01 (848), 12.01.2007
В Украинском музее Нью-Йорка открылась выставка "Перекрестки: украинский модернизм 1910-1930".
Идею показать американской публике работы украинских
художников начала XX века подал известный коллекционер и
знаток русского и украинского искусства Никита Лобанов-Ростовский.
Это было в 2001 году, когда в Канаде в рамках
проекта "Феномен украинского авангарда" выставили около
семидесяти работ авангардистов периода 1910-1930 годов, так
или иначе связанных с Украиной. Но, как выяснилось, то, что
удивило Канаду, вряд ли произведет особый фурор в США –
имена Родченко, Малевича и Экстер давно известны и прочно
ассоциируются с русским авангардом, а представить более
масштабную экспозицию авангардистов не позволяла скудость
украинских собраний. Как справедливо заметил Никита Лобанов-Ростовский:
"Не принимайте их за русских. Казимир Малевич,
Эль Лисицкий, Александр Родченко и Александра Экстер
родились или идентифицировали себя с Украиной". Никита
Лобанов-Ростовский посоветовал расширить хронологические
рамки до 1900 года и включить в экспозицию работы мастеров
"сецессиона", а в качестве финансово-организационного
партнера предложил американский фонд Foundation for
international Arts & Education. С украинской стороны
формированием экспозиции занимались заведующий отделом
искусства XX века Национального художественного музея
Людмила Ковальская и известный искусствовед Дмитрий
Горбачев, который был куратором нескольких громких выставок
украинских модернистов.
На выставке представлено около восьмидесяти работ,
демонстрирующих развитие украинской художественной школы в
начале XX века – от модерна до утверждения соцреализма. Это
работы Александра Богомазова, Ольги Розановой, Алексея
Грищенко, Петра Кончаловского, Сони Делоне, а также
многометровые панно "Карнавал", "Аргонавты" и "Банкет"
Всеволода Максимовича, несколько пейзажей Абрама Маневича,
четыре работы Давида Бурлюка, созданные в разные годы и в
разных техниках, полотна Михаила Жука. Кроме того, в
экспозицию вошла "Женская фигура" знаменитого скульптора-модерниста
Александра Архипенко, подаренная Национальному
художественному музею совсем недавно и до сих пор в Киеве не
выставлявшаяся. Основная часть экспозиции взята из собрания
Национального художественного музея Украины. Остальные
работы представлены Государственным музеем театрального,
музыкального киноискусства, Пархомовским историко-художественным
музеем, Одесским, Львовским и
Днепропетровским художественными музеями, а также
коллекционерами из Киева, Одессы и Львова. Когда Сталин в
начале 1930-х годов начал борьбу с националистическими
отклонениями, были уничтожены многие работы художников,
представленных на выставке, судьба многих из них была
сломлена. Один из малоизвестных авторов, представленных на
выставке, – украинский график Всеволод Максимович. Прожил
Максимович недолго – всего двадцать лет, покончив жизнь
самоубийством, но перед смертью успел масштабно
переосмыслить творчество знаменитого книжного графика Обри
Бердслея. Его огромные графические панно, выполненные в
стилистике, близкой к прерафаэлитам, поражают воображение
трудоемкостью и ювелирностью исполнения. Вместе с
Максимовским в секции модернистов представлены Федор
Кричевский, чьи работы произвели фурор на Венецианской
биеннале 1928 года, Олекса Новаковский, который представляет
довольно малочисленную группу живописцев украинского
барокко.
Экспозицию украинского авангарда 1910-1930 годов можно четко разделить на пять частей. Первая – полотна мастеров, работавших исключительно в Украине и до сих пор остающихся малоизвестными на Западе. Прежде всего, к ним относятся талантливые кубофутурист Александр Богомазов и неопримитивист Виктор Пальмов, которых мировой арт-рынок рассмотрел сравнительно недавно. Сюда же можно отнести конструктивиста Василия Ермилова и автора самобытных лубочных рисунков Марину Синякову – музу Велимира Хлебникова и Бориса Пастернака.
Отдельной строкой в экспозиции прописаны художники-театралы, близкие Александре Экстер. Среди них – мастер костюма Вадим Меллер, известный по работе с балетной школой Нижинских, удивительно самобытный Александр Тышлер, великолепный сценограф Александр Хвостенко-Хвостов и, безусловно, Анатолий Петрицкий. Последний на выставке "Украинский модернизм 1900-1930 годов" представлен не только эскизами театральных костюмов, но и более поздними работами, в частности портретами из "харьковского цикла", написанными под влиянием кубофутуристов. Кроме того, на выставке широко представлены "бойчукисты" (Бойчук, Седляр, Каспирович) и художники киевской еврейской школы (Захар Рыбак, Марк Эпштейн). Но все же, несмотря на явное половодье красок, самыми яркими штрихами в общей картине выставки стали малоизвестные работы авангардистов с мировым именем – от Малевича, Родченко и Грищенко до Татлина, Экстер и Бурлюка. Есть даже Розанова с Кончаловским и Элем Лисицким. Кто-то из них родился на Украине, кто-то умер, кто-то успел поработать до эмиграции. Они давно и прочно интегрированы в мировой художественный контекст, на арт-рынке традиционно проходят под вывеской "мастера русского авангарда", и вот теперь впервые представлены как мастера украинской школы. На открытии выставки выступили Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в США Олег Шамшур, директор Национального художественного музея Украины Анатолий Мельник, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол США в СССР Артур Хартман, президент Фонда международного искусства и Образования Григорий Гурофф, член совета Фонда международного искусства и образования князь Никита Лобанов-Ростовский.
Эдуард АМЧИСЛАВСКИЙ.
На фото Михаила ФИШБЕЙНА: работа Давида Бурлюка;
организаторы выставки.