Номер 01 (746), 14.01.2005
Многим знакома легенда о голландском мальчике, который долгую зимнюю ночь затыкал онемевшим пальцем брешь в плотине, тем самым предотвращая наводнение, которое могло разрушить город.
Одесса это, конечно, не Гопландия, но... Обратимся к некоторым историческим фактам. С 1888 года сточные воды Одессы собирались на так называемых полях орошения, или полях фильтрации, и затем самотеком уходили в Хаджибейский лиман, уровень которого в те годы был ниже уровня моря. В 1932 году со стороны лимана была возведена дамба, которая не только обеспечивала безопасность Пересыпи от наводнения (зтого, собственно, не очень в те годы опасались), но, главным образом, служила дорогой. Это была транспортная магистраль "Объезд г. Одессы".
1941 год внес коррективы. Увеличившийся с ростом города объем сточных вод плюс весенний паводок подняли уровень воды в лимане на два метра выше принятого по Балтийской системе ординара (за ординар принят уровень Балтийского моря). Было вынесено решение о строительстве канала "лиман- море". Начались работы, которые прервала война. Более того, наши войска, оставляя Одессу, взорвали дамбу в трех местах. Промышленный район Пересыпь был затоплен. В 1942 году оккупационные власти провели восстановительные работы и несколько подняли высоту дамбы. Кроме того, было завершено строительство канала "лиман- море". Уровень воды в лимане снизился. Еще больше понизили его засушливые 1946-1947 годы.
Самотечный канал "лиман- море" перестал функционировать, начал зарастать и в конце концов был частично засыпан, поскольку в этом районе начала проводиться интенсивная застройка.
Здесь можно было бы поговорить о недальновидности авторов пятилетних планов, но нас, а особенно жителей Пересыпи волнует сегодняшняя ситуация. Так что продолжим экскурс в историю вопроса. С 1963 года уровень воды в Хаджибейском лимане начал подниматься. Это вынудило поднять высоту дамбы еще на 3 метра (как в истории легендарного города Винеты, жители которого, соревнуясь с наступающим морем, возводили вокруг города высокие стены). Однако уровень воды в лимане рос и становился аварийным (2,2 м выше ординара). Вследствие этого в 1969 году был проведен ряд существенных мероприятий. Построен комплекс сооружений "лиман- море". В него входили: головной шлюз, восстановленный участок самотечного канала длиной 1,6 км, напорный наземный трубопровод до моря и насосная станция (сейчас КНС-25).
Комплекс имел производительность 600 тысяч кубометров воды в сутки. К 1973 году уровень воды в лимане снизился до отметки минус 0,1, притом что очищенные сточные воды продолжали сбрасываться в лиман.
С начала 80-х годов уровень воды в лимане вновь стал расти. В 1986 году была введена биологическая очистка сточных вод. С этого времени стоки с СБО "Северная" стали по самотечному каналу подаваться на КНС-25, откуда они перекачивались летом в лиман, а зимой в море. Однако уровень воды в лимане продолжает подниматься. То, что в последние годы часть воды из лимана по трубам перекачивается в море (примерно 30-50 млн кубометров в год), оказывается недостаточным.
Ситуация стала головной болью экологов разных подразделений.
На заседании пресс-клуба реформ "Порто-Франко" о сложившемся положении рассказывали замначальника управления экобезопасности горисполкома В. Датюк, главный специалист института "Укрюжгипроводхоз", заведующий отделением экологии Одесского регионального отделения академии наук М. Исаков и президент Южного украинского экологического союза В. Осипов.
Беседа с журналистами проходила в разных аспектах. Один из наиболее тревожных тот, что у дамбы нет хозяина. Дорожников волнует только состояние покрытия, управление курортологии (Куяльницкий и Хаджибейский лиманы это здравницы) просто отмалчивается, рыбников интересует только их отрасль. Одновременно с этим было высказано мнение, что мы давно уже имеем дело не с дамбой, а с плотиной и что лиман превратился в водохранилище, а это уже можно считать комплексом гидротехнических сооружений, который должен иметь свой технический паспорт. У него должен быть хозяин, поскольку комплекс следует рассматривать как объект повышенной экологической опасности. Прорыв дамбы, высокий паводок могут затопить площадь в 25 кв. км. Под водой окажутся жилища и промышленные объекты, в частности "Лукойл".
Наращивать дамбу в высоту больше нельзя. Она не выдержит напора 500 млн кубометров воды. Речь может идти только о ее укреплении и расширении.
Второе направпение разговора касалось тех, ориентировнных на предотвращение экокатастрофы проектов, которые уже существуют.
1. Строительство самотечного канала, проходящего внутри жилой и промышленной зоны параллельно существующему наземному трубопроводу "лиман-море" до железной дороги Одесса-Николаев, далее дюкером (8 ниток труб диаметром 1200 мм и длиной 700 м). Стоимость работ 85,7 млн грн.
2. Строительство самотечного канала по трассе первого варианта, но с устройством напорной станции от железной дороги Одесса- Николаев с 2-нитевым напорным трубопроводом длиной 700 м до моря. Стоимость этого проекта 95 млн грн.
3. Прокладка 2 второй нитки напорного трубопровода по схеме напорного перекачивания воды с применением вместо высоконапорных насосов низконапорных. Этот проект позволит снизить энергопотребление в 2,6 раза (стоимость работ 37,1 млн грн, включая административно-технические расходы по строительству). Остается вопрос: позволит ли перекачка меньшего объема воды получить желаемый результат по снижению уровня воды в лимане?
4. Построить новый самотечный канал длиной 7,5 км через поля орошения вокруг жилой застройки, предполагающий строительство новой насосной станции для двух ниток трубопровода диаметром 1400 мм и длиной 1,5 км, проходящих под или над дорогой. Стоимость последнего проекта 52,6 млн грн.
Можно было бы провести окончательное восстановление старого самотечного канала, но здесь возникает проблема отселения людей из зоны жилой застройки.
Вообще, проблем много, в частности есть проблема опреснения моря в зоне выхода трубопроводов.
Какой из проектов будет принят, пока сказать трудно, каждый имеет свои плюсы и минусы, своих противников и приверженцев среди специалистов.
А пока что у дамбы должен появиться хозяин, ответственный за возможные ЧП. Нужны посты МЧС (впрочем, МЧС внимание дамбе уделяет, понимая, что последствия технической безграмотности ликвидировать ему).
Выбирать проект, искать хозяина дамбе и принимать меры необходимо срочно. Паводок 2005 года уже не за горами.
Елена ГРИГОРЬЕВА.