Номер 20 (1460), 6.06.2019

КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ТЕЛЕФОННЫХ МОШЕННИКОВ

Об опасности телефонного мошенничества сообщают и в новостях по телевидению, и в социальной рекламе на улицах. Не раз о таких историях сообщала и наша газета.


Тем не менее напуганные пользователи и дальше продолжают выдавать мошенникам данные своей карты. Возникает вопрос: почему так? Специалисты Ассоциации ЕМА дают на это простой ответ: потому что мошенники очень хорошо знают, как заставить человека забыть об осторожности. Для этого они используют методы психологического манипулирования, так что сказанная по телефону фраза или присланное СМС "ваша банковская карта заблокирована" работает.

Как правило, телефонные мошенники выбирают один из двух наиболее распространенных способов воздействия на потенциальную жертву. Они могут позвонить:

а) с тревожным сообщением (заблокирована карта, подозрительные операции по карте и т. п);

б) с радостным сообщением (неожиданный денежный приз, прибавка к пенсии или зарплате, выигрыш по акции, полная или частичная предоплата товара, выставленного жертвой на продажу и т. п.).

В обоих случаях пользователь слышит, что ему нужно сообщить данные своей карты (чтобы разблокировать ее или получить приз и пр.).

На самом же деле фраза "ваша карта заблокирована, сообщите реквизиты карты" (или её вариации) является поводом для того, чтобы заподозрить - это обман. Ведь человек с преступными намерениями станет спрашивать данные карты по телефону. Это не сделает ни сотрудник банка, ни полицейский, ни представитель любой компании, проводящей акцию. Покупателю товара, чтобы сделать предоплату, тоже не нужно знать все данные карты; достаточно только знать ее номер, чтобы перевести на нее деньги. Ни одна система переводов (банковская или через Интернет) не требует вводить все реквизиты карты получателя (такие, как срок действия карты и трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVC2/CVV2, а также код из СМС от банка) - нужен лишь номер карты (16 цифр на ее лицевой стороне), и больше ничего!

Эксперты Ассоциации ЕМА проанализировали наиболее несколько показательных историй телефонного мошенничества в Украине.

История первая:
мошенник выдал себя за сотрудника СБУ

Студенту Марку банковскую карту открыли родители. Карта была привязана к отцовской и существовал специальный лимит на доступ к основному счету. Однажды Марку позвонили прямо во время пары. Неизвестный выдал себя за сотрудника Службы безопасности Украины.

"С вашей карты только попытались списать 12 тысяч гривен, - сообщил позвонивший тревожным голосом. - Если вы этого не делали - мы можем еще спасти деньги. Продиктуйте мне номер вашей карты и другие данные...".

Марк разволновался, но и говорить по телефону во время занятий не мог. Потому он быстро положил трубку, вышел из аудитории и позвонил отцу (ведь карта Марка была лишь "дополнением" к отцовской"). Хорошо, что отец не поверил ни единому слову о "махинациях с картой", не стал звонить предполагаемому "сотруднику СБУ", а сразу обратился в банк, где подтвердили, что все с картой в порядке.

Анализ ситуации

Мошенник выдал себя за человека с респектабельным уважаемым положением (правоохранитель, сотрудник СБУ), говорил с жертвой по-деловому, назвал благовидный предлог для звонка и напугал жертву тревожным сообщением о "махинациях с картой".

Марк поступил правильно, когда положил трубку и не стал вести дальнейшие разговоры с мошенником. На самом деле, это первое, что стоит делать, когда вы слышите "ваша банковская карта заблокирована" или "предоставьте данные своей карты", не важно мошенником они сказаны или нет. Перезвоните в банк по официальному номеру и если с карточкой проблемы, вам все подробно объяснят.

На карте Марка были установлены лимиты, которые не позволили бы снять с нее больше денег, чем доступно. Однако случается, что мошенникам все уже удается уговорить жертву снять ограничения с карты и тем самым позволить им украсть деньги.

История вторая.
Мошенник выдал себя за сотрудника банка

Пожилому учителю Олегу Афанасьевичу позвонили якобы из банка. Мошенники сообщили, что его банковская карта заблокирована, поскольку вышел срок ее действия. Если же он хочет снимать с нее деньги, то в банке могут прямо сейчас оформить перерегистрацию.

Не подозревающий плохого мужчина сообщил звонившему все данные своей карты и стал ждать "перерегистрации". Однако Олег Афанасьевич не стал сообщать звонившему, что на его карте осталось менее 300 гривен. Так что, по удивительному совпадению, мошенникам ничего не удалось украсть, хотя они попытались снять 1000 гривен. Вечером в новостях Олег Афанасьевич услышал о мошенничестве с картами и позвонил на следующей день в свой банк. Там ему посоветовали никогда не сообщать данные своей карты по телефону, а также заблокировать карту, реквизиты которой мужчина уже успел выдать, а взамен получить новую.

Анализ ситуации

Мошенник напугал жертву тем, что карта будет нерабочей. То есть, использовалось тревожное сообщение. И жертва поверила. Дело в том, что СМС "ваша банковская карта заблокирована" в действительности может отправить и банк, а не только мошенники. Но это не повод сообщать конфиденциальные данные!

Отсутствие значительного количества денег на карте стало причиной того, что преступники не смогли ничего украсть. Но если бы там была более солидная сумма, мошенники могли бы снять ее, потому что пользователь предоставил им все необходимые данные.

В случае, если вы поняли, что невольно сообщили данные своей карты неизвестным лицам (по телефону или в живом разговоре), лучше заблокируйте карту, чтобы никто не мог украсть ваши деньги. Заблокировать карту можно, позвонив в банк или воспользовавшись услугами Интернет-банкинга.

История третья.
Мошенница выдала себя за покупательницу

Мать двоих детей Марина продавала детские вещи через Интернет. Вещей было много, но цены "демократичные" - по 100-150 гривен. Марине позвонила покупательница, которая сообщила, что готова купить почти все. "Забронируйте мне ваши вещи, пожалуйста, - попросила звонившая. - А я брошу вам предоплату 1000 гривен". Дальше женщина спросила данные карты Марины. Через минут десять Марина получила СМС сообщение с кодом, подтверждающим перевод с ее карты пять тысяч гривен. Очевидно, что мошенница попыталась сделать денежный перевод с карты жертвы, но система 3D Secure, требующая подтверждения всех операций в Интернете при помощи введения секретного кода из СМС, не позволила украсть деньги Марины.

Анализ ситуации

В отличие от двух вышеописанных случаев в этот раз мошенники работали не "на испуг", а "обрадовали" жертву. Известие о возможном получении денег обычно заставляет терять бдительность. Потому такие схемы обмана тоже очень успешны.

Благодаря тому, что на карте Марины была установлена система 3D Secure, украсть деньги мошенникам не удалось. В противном случае обман был бы успешен, ведь Марина, не подумав, сообщила секретные реквизиты своей карты неизвестному человеку.

Чтобы получить на карту перевод, денежный выигрыш, предоплату товара или любые другие деньги, отправителю средств не нужно знать никаких реквизитов карты, кроме ее номера.

ВЫВОДЫ

Никогда не сообщайте секретные данные своей карты, кроме ее номера. Сотрудник банка, полиции, СБУ или любой компании не станет спрашивать эти данные - потому что это противозаконно!

Проверяйте любое тревожное сообщение, полученное по телефону (в разговоре или в СМС). Позвоните в банк и удостоверьтесь, что с вашей картой все в порядке (номер банка есть на карте или на официальном сайте банка). Аферу под кодовым названием "Ваша карта заблокирована" мошенники по СМС и телефону устраивают часто, пытаясь узнать секретную информацию. А вот банки, как правило, просто предлагают блокировку в целях безопасности, не спрашивая никаких конфиденциальных данных.

Если вам звонят и требуют сообщить реквизиты вашей карты, кроме ее номера, - положите трубку. Это звонит мошенник!

Для получения любых денежных сумм на карту по любому поводу (предоплата, пенсия, гонорар, надбавка, выигрыш по акции) - отправителю денег нужно знать ТОЛЬКО номер вашей карты.

Для справки. Ассоциация ЕМА призвана всесторонне содействовать развитию удобных и безопасных безналичных платежных инструментов и сервисов в Украине. Эта организация работает для того, чтобы сделать использование безналичных платежных инструментов и технологий при расчетах и кредитовании в Украине неотъемлемым элементом финансовой культуры, таким же удобным и привычным, как в странах G-7 и ЕС.