Номер 16 (1456), 9.05.2019

УКУС ОБОРОТНЯ КАК ГЛАВНАЯ УЛИКА

Большим вниманием читателей пользуется серия ретророманов одесской писательницы и сценаристки Ирины Лобусовой, которую выпускает харьковское издательство "Фолио".

Героиня этой серии, бандитка благородного происхождения Таня Алмазова, переживает невероятные приключения на фоне социальных катаклизмов начала века. Параллельно начала выходить в том же издательстве новая серия ретродетективов об Одессе, временем действия которой стал не менее интересный период, с 1936-го по 1945 год. Довоенная Одесса, оккупация, Победа... Пока в свет вышли только книги "Тень "Райского сада" и "Лугару", познакомившие читателя с еще одной молодой и привлекательной одесситкой - врачом Зинаидой Крестовской "из бывших". Этой героине тоже пришлось в жизни несладко, но трудно представить ее ступившей на преступный путь (хотя иди знай, как повернется дело в следующих романах!).


Новая история, куда, помимо своей воли, попадает Зинаида Крестовская, - не без мистики.

Название романа отсылает к фольклору Франции и французских поселенцев Луизианы. Волк-оборотень, то есть Loup-garou (варианты: Rougarou, Roux-Ga-Roux, Rugaroo, Rugaru) оставляет жуткие отметины на трупах, тайно привозимых в одесский морг...

"По сюжету этого мистического триллера, главная героиня сначала была свято уверена, что Лугару - симбиоз человека и волка - это нечто из области мифологии, пока события, которые стали происходить с ней, не заставили в корне поменять эту наивную мысль, - пишет о книге как о бестселлере нынешней весны писатель Игорь Бондарь-Терещенко. - Ведь она работает в морге, поскольку больше никуда не приняли, и трупы, которые стали ей попадаться, очень и очень странные. Смерть людей, как показала экспертиза, наступала из-за того, что кто-то перекусил им сонную артерию. А после проведенного дополнительного анализа становится ясно, что на их шее остались следы зубов человека. Кроме того, даже в повседневной жизни героини начинают происходить жуткие события, которые иногда напоминают сцены из "Мастера и Маргариты" Булгакова, когда вскрыли вампирскую сущность Варенухи. "К тебе должен кто-то прийти?" - "Нет... Не в том речь. Сосед попросил одолжить, чтобы квартиру посторожил. Он на сутки уехал... Утром его заберу", - Виктор заговорил быстро-быстро, а глаза его забегали по сторонам. Вдруг ясно и отчетливо Зина поняла, что Виктор лжет. Понимание это пришло яркой вспышкой, освещая как бы самые темные участки страшной комнаты". "Всегда был смышлен", - как сказал по этому поводу у классика вышеупомянутый персонаж".

Материалисты будут отрицать умение человека преображаться в волка или иное животное и назовут ликантропию обычной болезнью, но не будем притворяться, что мы уже все знаем о том, как наш мир устроен и что вызывает те или иные заболевания. Захватывающие описания преображения автор словно ощутила изнутри, своей кожей (чур!), описала весьма натуралистично и ярко: " Но то, что прожектор включили, означало: руководство потеряло контроль, и это беда. Прожектор словно искал добычу, словно намеревался поглотить и заживо спалить своим оглушающим светом. Это его искали. К счастью, он точно знал, что сирены были запрещены. Но и без них слепящий прожектор в ночной темноте, исполняющий безумный танец по почти открытому полю, внушал чувство та-кого ужаса, по сравнению с которым все остальное казалось детским лепетом. Он бросился на землю, быстро скатился в придорожную канаву и так застыл, вдавившись лицом в жирную, чуть влажную землю. От нее шел сладковатый запах тления, словно там, под этой землей, разлагалась живая плоть. Он поневоле подумал, что там могло быть на самом деле - наверняка траншея: рытвина в этом месте означала только то, что здесь закапывали трупы. И закапывали плохо, чуть присыпая землей, оттого так сильно чувствовался сладковатый, приторный запах. Странно, но он вдруг поймал себя на том, что этот запах, ужасающий в нормальных условиях, совсем не внушает ему отвращения. Ноздри его сладко затрепетали, стараясь уловить малейшие оттенки, мельчайшие нюансы этого запаха. А из груди вдруг вырвался какой-то странный всхлип, напоминающий то ли рычание, то ли стон. Он лежал и вдыхал этот аромат почти разрытой могилы, а прожектор все бился и бился по земле, словно пытаясь преодолеть пределы возможного, расширить свои границы. Когда он понял, что прожектор не достает до траншеи, он едва сдержал крик. Спасен! Несколько сантиметров темноты означали спасение. И, все еще прижимаясь лицом к земле, он медленно пополз вперед, стараясь достичь грунтовой дороги, куда точно не попадал свет прожектора. И вдруг свет исчез. Руков одство пришло в себя и вырубило панику. Это означало, что его собирались искать по-другому. Он ни секунды не сомневался в том, что за ним будет погоня. Он знал это в тот самый момент, когда сквозь обрушившийся прямо на него тоннель подкопа, с трудом, можно сказать, чудом выбрался в поле. Буквально вывалился, оставляя в земле кровавые следы, задыхаясь от неистовой жажды свободы, смешанной с таким мощным отчаянием, что за его плечами словно крыльями распускались новые, невозможные жизни, заставляя дышать снова и снова и бежать снова и снова. Прожектор, погаснув в этой долгой ночи, означал шанс, за который стоило отдать всю свою кожу. Кое-как поднявшись на ноги, он как мог быстро зашкандыбал по рытвинам и колдобинам, больно ударяясь об острые камни земли распухшими ногами...".

Но главное все же не это в романе, а кровавый привкус времени, когда человек человеку становился волком, писал доносы, подвергал пыткам. Конечно, историю не изучают по детективным романам. И все же о страшном 37-м мы уже знаем значительно больше, нежели об оборотнях, хотя некоторые упомянутые в "Лугару" детали пребывания в застенках НКВД заставят побледнеть от неожиданности многих читателей.

Вместе с Зинаидой Крестовской мы очаровываемся и прозреваем, ждем предательства от самого близкого человека и доверяемся недостойным, рискуем и спасаемся, получаем ответы на вопросы (правда, не все, но этого никто и не обещал). А все-таки насколько было бы лучше жить в мире, где человек человеку - друг, а не волк... Для Зинаиды встреча с оборотнем не стала прощанием с жизнью, и кто знает, с чем еще ей придется столкнуться, наверняка это будут и более страшные испытания.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Материалы полосы подготовила Мария ГУДЫМА.