Номер 15 (1210), 25.04.2014

КОГДА ПОЛУЧИТ ЭКИПАЖ ЛАЙНЕРА "ОДЕССА" СВОЮ ЗАРПЛАТУ?
Битва с ЧМП за зарплату экипажу
легендарного теплохода "Одесса" продолжается

24 февраля 2014 года в Хозяйственном суде Одесской области слушалось дело экипажа теплохода "Одесса", который 5 лет сохранял судно для своей страны, жертвуя жизнью и здоровьем, и передал городу лайнер в целости и сохранности. И вот уже десяток с лишним лет экипаж бьется, чтобы пароходство выплатило зарплату за эти годы, проведенные на чужбине.


Злоключения экипажа теплохода "Одесса" начались в 1997 году, когда они на подмену прибыли на лайнер, арестованный в Неаполе за долги пароходства. Судно находилось в Италии два года, и экипажу пообещали, что вот-вот - и его освободят. Однако время ожидания растянулось до 5 лет. Трое членов экипажа погибли на судне, четвертый - умер уже на Родине. В 1999 году сердце отказало у второго механика Владимира Аксененко, он прожил всего 58 лет, умер электромеханик Евгений Лапшин. Матрос Анатолий Ванин, выживший в горниле Афганистана, погиб, так и не увидев родную землю. На 28 декабря у него был билет в Одессу. А 22 декабря у него открылась язва. И медики не успели его спасти. По возвращении не стало моториста-электрика Александра Друмова. Остальные моряки ввиду пережитого, тяжелых условий, голода, лишений прошли и продолжают лечение. Моторист Николай Шевцов восстанавливался долгое время. Боцман Сергей Гурбов сейчас собирает деньги на операцию печени.

- Моряки провели на судне "Одесса" 5 зим, - отмечает адвокат Владимир Косарев. - Мы были на судне в 2004 году. Больше 20 минут на нем не выдержали. Судно без топлива, не работали отопление и кондиционеры. Зимой - это суровый холод и штормы. Летом - разогретая до +50 железная банка. И в таких условиях люди находились годы, сохраняя имущество лайнера и безопасность на воде.

Черноморское пароходство признало, и на это есть соответствующие документы, что должно морякам выплатить по 40 долларов за сутки. Есть приказ, подписанный начальником пароходства. Это более 380 тысяч долларов. Согласно решению суда в Италии свои деньги моряки должны были получить с сумм от продажи судна.

- Судно было продано за 1 млн 250 тысяч евро, - объясняет адвокат Роман Томашевский. - Общая сумма задолженности пароходства перед кредиторами составляла больше 100 млн долларов. Всем, кому были должны, отдавали в их пропорциях. На наши 380 тысяч долларов отдали всего около 5 %. То есть, так как долгов у пароходства было больше, чем денег, которые были выручены за продажу т/х "Одесса", то морякам было выплачено каждому всего около 5 % от суммы, которая должна была быть выплачена, а должны были дать от 20 до 45 тысяч долларов, в зависимости от сроков пребывания на т/х "Одесса".

В 2004 году, вернувшись на Родину, добираясь за свои средства, так как родное пароходство об их депортации не позаботилось, экипаж подал иски в суды по взысканию всей заработной платы за период, который они были на судне в Италии. Моряки иск выиграли. Судом первой инстанции было вынесено решение о выплате зарплаты пароходством.

- ЧМП тогда просрочило все сроки апелляции, - рассказывает адвокат Косарев. - И только когда на его имущество уже был наложен арест, по истечении 3 месяцев решило обжаловать решение суда. Хотя по закону все сроки прошли. В итоге решение Приморского суда было отменено с формулировкой "Они знали, на что шли".

Моряки снова обратились в суд. На этот раз судьей были запрошены документы о том, что они не получили всю свою заработную плату за время так называемого загранрейса в Италии.

- Я поехал в Италию и привез документы, - говорит капитан Владимир Лобанов, - где расписано, сколько каждому члену экипажа должно пароходство. Нас обвинили в том, что мы получили свои деньги в Италии. И теперь будто хотим их взыскать с ЧМП. Но в том то и дело, что в Италии нам не выплатили всю заработную плату. А лишь мизер из всей суммы. Когда мы подняли этот вопрос, получили отпор от пароходства. Меня уволили за прогулы. Трудовую книжку потеряли. Личное дело мне тоже не вернули. И при оформлении пенсии 14 лет капитанского стажа просто выпали. А заодно и документы о моем участии в боевых действиях. И вместо 6 тысяч гривен я получаю пенсию в размере 1,5 тысячи. Мы сохранили судно, вернув его Одессе. Сберегли 10 кают, всю обстановку, новое льняное белье в упаковках, музыкальные инструменты, только спиртных напитков на 1 млн долларов. Мы переживали страшные штормы, находясь на теплоходе. Во время одной из бурь, спасая судно, я получил перелом ноги и травму позвоночника. Я был прооперирован в итальянской больнице. Папа Римский Иоанн Павел II за мужество, проявленное во время стихии, присвоил мне, как капитану лайнера, звание Георгиевского кавалера. Я, как капитан, представлен был на звание почетного гражданина Неаполя. Одесситы хлопотали с предложением присвоить мне звание почетного гражданина Одессы. Но власти решили, что тогда со мной надо будет считаться, и пароходству придется выдать зарплату экипажу. Но мы все равно будем продолжать бороться. Ведь правда на нашей стороне.

В 2008 году пятеро моряков, а точнее Стрих Валерий Алексеевич и наследники Друмова А. Н., Лапшина Е., Аксёненко В. Т. подали иск, а в 2013 году четырьмя моряками был подан ещё иск в Хозяйственный суд Одесской области, где они просят признать себя кредиторами первой очереди Черноморского морского пароходства, которое находится в стадии банкротства.

- В прошлый раз пароходство причиной невыплаты зарплаты называло то, что мы взыскали ее в Италии, - поясняет главный бухгалтер лайнера "Одесса" Иннокентий Соколенко, - мы уже доказали, что не получили деньги в полном объеме. На этот раз новые представители ЧМП нашли уловку, утверждая, что командировочные, компенсационные, которые нам должны выплатить, не являются зарплатой. А если так, то когда просрочен срок подачи заявления после объявления банкротства (месяц), то они не выплачиваются. Но согласно Трудовому кодексу Украины компенсационные суточные как раз являются частью нашей зарплаты.

Выслушав обе стороны - адвокатов моряков и представителей ЧМП, суд назначил очередное заседание на 24 марта, где должны были быть предоставлены трудовые книжки членов экипажа, копии приказов о принятии на работу и увольнении. А также оригиналы договоров.

- Это дело тянется уже 10 лет, - прокомментировал адвокат Владимир Косарев. - В нем прослеживается нарушение всех законных норм. Мы получили ответ из Италии, где говорится, что морякам не выплачена зарплата в полном объеме. И планируем обратиться в суд общей юрисдикции по вновь открывшимся обстоятельствам.

На положительный исход дела надеются моряки и адвокаты, считая, что Закон должен восторжествовать. Благо подвижки в этом году уже произошли.

- У нас уже есть одно положительное решение первой инстанции по члену экипажа "Одесса" Стриху Валерию Алексеевичу, - добавил адвокат Роман Томашевский. - В январе суд удовлетворил наше требование признать, что компенсации относятся к заработной плате. И Стриха В. А. признали кредитором. Мы надеемся, что добьемся такого решения для всех членов экипажа теплохода "Одесса".

На фото:
по приходе в Одессу лайнер отправили на ремонт,
потом он оказался в собственности прибалтийской компании
и в итоге был направлен в Индию для порезки на лом.

Материалы полосы подготовила Инна ИЩУК.