Номер 8 (1055), 4.03.2011

ГЕНИЙ ОСОБОЙ КАТЕГОРИИ

На углу Греческой и Канатной, на здании бывшей 116-й школы - мемориальная доска, посвященная выдающейся одесситке XX века Алевтине Ивановне Кудиновой. В этом году 5 марта ей исполнилось бы 90 лет.

Кудинова - одесский гений особой категории. Той же, что Столярский. Так сложилось исторически, что созданная ею знаменитая школа называлась чаще "Сто шестнадцатая", чем "Кудиновская", но роли двух этих педагогов в истории нашего города похожи: они воспитали множество выдающихся одесситов.


Список всемирно известных "стошестнатиков" можно начать с тех, кто более известен нынешним одесситам: Борис Херсонский - лауреат премии Иосифа Бродского - самой престижной в мире в области русской поэзии. Известный знаток, обладатель хрустальных и бриллиантовой сов, Борис Бурда. Драматург Александр Мардань - лауреат премии имени Николая Гоголя. Список можно продолжать. Огромное количество выпускников физико- математической 116-й школы рассеяны по миру академической науки. Как географически по всему миру, так и предметно - известны узким специалистам выдающимися открытиями в своих отраслях.

Но главное достижение школы Кудиновой: она воспитывала свободных людей в ту эпоху, когда это было, ох как нелегко. Факт, что день рождения Кудиновой приходится на день смерти Сталина, отдает мистикой.

В школе все начиналось с того, что можно было критиковать учителей: в стенгазетах, сценках театра миниатюр и КВН-команды, на собраниях и классных часах. Каждую субботу в школе проходили танцы под живые рок-группы - а ведь тогда рок еще был полуподпольным искусством. Даже комсомольское собрание в 116-й превращалось в спектакль с живыми страстями и реальным коллективным решением насущных вопросов школьной жизни. Все это только легальная часть айсберга. После блестящих уроков (половина выпускников физматклассов поступала в лучшие столичные вузы и т. п.) начиналась вторая часть жизни. Когда учителя не видели или обязаны были не видеть, или делали вид, что не видят, по школе гуляли перепечатки и магнитозаписи литературных произведений, запрещенных тогдашней властью в прямом смысле слова...

Для чего? Для воспитания свободы, конечно!

Кудинова, кроме всего, была и великими мастером бюрократической интриги, её прикрывали высокие покровители в Министерстве образования Украины. В ту эпоху это делалось не за взятки. Государство не поощряло свободомыслия, но передовой науке сверхдержавы требовались свободомыслящие ученые, потому что иные не делают научных открытий. Это был настоящий патриотизм: делать то, что нужно твоей стране в твоем понимании, а не в стандартах бюрократической системы.

Слово "школа" имеет и другие значения, кроме "учреждение образования". Так называют и течение в науке, и отпечаток качественного образования в человеке. Сто шестнадцатая создала в Одессе течение жизни, определенный стиль успеха и еще то, что удается только самым престижным учебным заведениям мира - корпоративную сопричастность бывших выпускников. До сих пор, через 30 лет после закрытия школы, через восемь лет после смерти Алевтины Ивановны функционирует созданный ею благотворительный клуб выпускников и учителей, магическая цифра 116 и пароль "Алевтина Ивановна" создают цепочки доверия между бизнесменами, дипломатами, работниками и работодателями и просто хорошими людьми. "Цель человечества - хороший человек, и никакой другой цели быть не может", - любимый девиз Алевтины Ивановны.

Давайте отпразднуем ее 90-летний день рождения, как будто она жива. В своих учениках, выпускниках, в научных открытиях и произведениях искусства, которые они создали, в величии нашей Одессы.

Михаил КОРДОНСКИЙ.

На фото:
Алевтина Ивановна Кудинова,
1965 год, торжественное открытие
троллейбусного маршрута № 5
(он проходил рядом со школой).