Номер 37 (1033), 24.09.2010

ИСААК ВАЙНШЕЛЬБОЙМ -
ЧЕЛОВЕК ВОЗРОЖДЕНИЯ

Предлагаемый читателю репортаж - это картинки с персональной выставки художника Исаака Вайншельбойма.

Выставка называется: "Исаак Вайншельбойм. Итоги". Какие там итоги! Я не представляю себе Мастера, которому недавно исполнилось 88 лет (а творить он начал 60 лет назад), отложившего в сторону кисти. Уверена, что на подрамник уже натянуто свежее полотно и положены первые мазки новой картины. О чем она? Будет ли это натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая сцена? Или занозой сидящая в сердце тема Холокоста, посвященная памяти его земляков, евреев украинского местечка Староконстантинов?

Если бы художник Исаак Вайншельбойм ничего более не написал, кроме этого цикла из шести картин, он мог бы считать свою земную миссию выполненной. Вот "Молитва": девушка в белом на коленях в сожженном местечке; "Клезмер": скрипач играет фрей- лехс в толпе, которую фашисты гонят на расстрел; "Хупа в гетто": две тоненькие фигурки, юноша и девушка, стоят, тесно прижавшись друг к другу под хупой. Это последний день их жизни, завтра они упадут под пулями нелюдей мужем и женой, чтобы не разлучаться в раю. Это портрет реальных людей - студента Якова Штейна и красавицы Сони. Но это и метафора мужества и героизма еврейского народа. Не случайно эта картина получила диплом "За высокую духовность" из рук настоятеля католического собора в Лонг-Айленде, где в 1994 году приходила выставка Исаака.

Художник определил свой стиль как "одесский импрессионизм". Окинув выставку даже беглым взглядом, можно обнаружить какую-то особую ауру, присущую Одессе: много воздуха, неба и моря. Исаак Вайншельбойм впервые применил этот термин по отношению к живописи замечательной одесской художницы Дины Фруминой, с которой его связывали многие годы дружбы, Он считает себя ее последователем, и здесь он не одинок: компанию ему составляют Г. Малышев, Л. Межберг - ученики Фруминой по Одесскому художественному училищу. Вайншельбойм гордится тем, что Одесса создала свою художественную школу: ни один город не может этим похвастать. Судьба щедро одарила Исаака Абрамовича. Он не только прекрасный художник, но и талантливый журналист, чьими яркими, эмоциональными статьями о художниках и людях искусства я зачитывалась задолго до личного знакомства. И не только о художниках: есть социальные темы - антисемитизм в их числе, - на которые он откликался гневной, идущей от сердца публицистикой. Есть темы, близкие ему по факту рождения - любовь к родному местечку. Его "Староконстантиновские новеллы" - светлые, немного грустные, хранят ностальгическую память о детстве, которое с каждым годом становится все дальше и все дороже. Но я еще не сказала, что по образованию и опыту работы Исаак Вайншельбойм - юрист, адвокат, из тех, кого называют беспроигрышным; блестящий оратор, владеющий тактикой защиты, как опытный фехтовальщик - рапирой.

Кроме того, Исаак Абрамович - инициатор создания и член художественного совета Гильдии еврейских художников - официально зарегистрированной неприбыльной организации, недавно отметившей свое десятилетие. Наконец, он - гостеприимный хозяин Nдесской гостиной при Шорфронте, а газета одесского землячества "Белая акация" выходит благодаря его упорству...

Белла ЕЗЕРСКАЯ.

Фото Михаила ФИШБЕЙНА.