Номер 48 (944), 19.12.2008

РАБОЧИЙ СЦЕНЫ

Неправда, что незаменимых нет. Вот ушел из жизни замечательный актер и человек - народный артист Украины Семен Самойлович КРУПНИК. И никто, никогда не заменит его театру, где он верой и правдой служил искусству, зрителям, семье, друзьям.

Конечно, большая часть спектаклей, в которых играл Семен Крупник, останется в репертуаре. Но с другими актерами - это будут уже совсем другие спектакли. Недаром великий режиссер Георгий Товстоногов никогда не репетировал с двумя составами, говоря, что "невозможно ставить одновременно два разных спектакля".

Мой отец - кинодраматург Григорий Колтунов в эссе, посвященном Аркадию Райкину, писал: "Неверно пишут, что Райкин был неподражаем. Он был подражаем, потому что, чем крупнее и ярче актер, тем больше у него находится подражателей, тем легче создать его копию. Райкин был подражаем, но НЕПОВТОРИМ".

То же можно сказать о Семене КРУПНИКЕ. Повторить его, наполнить роль его душой, мудростью, добротой, юмором невозможно. Нет двух людей с одинаковыми папиллярными линиями рук. Нет двух человек с одинаковой частотной характеристикой голоса. И нет двух человек с одинаковыми голосами не только в физическом смысле слова. У Семена Крупника был свой индивидуальный голос и в жизни, и в искусстве. Этот голос умолк, хотя и осталось его эхо. Это эхо можно услышать в голосах его учеников, оно звучит в его семье. Оно отразилось в его внуке, принявшем эстафету из рук деда, - он в этом году поступил в Щукинское училище, которое когда-то окончил Семен Крупник.

Голос Крупника, голос, который 35 лет звучал со сцены Одесского театра музыкальной комедии и 12 лет со сцены Русского драматического театра, где он за этот сравнительно небольшой промежуток времени (тем более, что нужно отбросить двухгодичный ремонт театра) создал 20 ролей-образов. Этот голос можно назвать феноменальным. Не потому, что он звучал громче других, не потому, что он поражал красотой тембра. Это был голос, который завораживал зрительный зал. На последнем, юбилейном спектакле Семена Крупника "Маэстро, на выход!" актер произносил свой монолог на предельном пиано, но доносил до замершего зала буквально каждое слово. И зал внимал ему. В этом была высочайшая актерская культура, потерянная в настоящее время, когда актеры берут зрителей, что называется, на голос, криком.

О культуре Крупника-человека, его эрудиции, широте взглядов, доброте, чувстве юмора можно говорить много. Но я скажу другое. Ушел из жизни СЧАСТЛИВЫЙ человек. В последние дни своей жизни он сам говорил, что прожил счастливую жизнь, был счастлив в семье и работе. Счастьем обернулся для него, поначалу вынужденный, переход в Русский драматический театр. Не только из-за благожелательной, дружеской атмосферы, в которой он работал, но в этом театре актеру удалось открыть зрителям и, в первую очередь, самому себе новые грани своего дарования. Он любил все свои роли, даже самые маленькие, которые своим талантом он делал значительными. А как он подсмеивался, со свойственным ему чувством юмора, над тем, что ему выпало в четырех спектаклях облачаться в рясу и сутану: "Я прошел все ступени церковной иерархии вплоть до епископа. Мне остается сыграть лишь папу римского".

Это была, конечно, шутка. Были, наверное, роли, которые бы хотел, но не успел сыграть Семен Крупник. Не может актер, хотя бы мысленно, не примеривать на себя какие-то образы. Но в последний раз Большого Актера на сцене Русского театра смогли увидеть те, кто пришел проститься с ним. Зал не вмещал всех, кто хотел отдать благодарную дань памяти тому, кто был для них любимым артистом. Для них, для окружающих, для партнеров. Но о себе, о своей профессии он говорил так:

- Мы артисты для них, для зрителей. Но по сути дела, мы - рабочие сцены.

Когда гроб с телом Артиста опускали в землю, в безоблачное небо, указывая путь его душе, вознеслась стая белых голубей.

Елена КОЛТУНОВА.