Номер 17 (913), 16.05.2008

"ЗДЕСЬ БЫЛИ СЫЧИК И ХРУЩИК"

Станислав Сычов и Валентин Хрущ - они были здесь, рядом с нами, а с ними их единомышленники: Люда Ястреб, Валерий Басанец, Виктор Маринюк, Александр Ануфриев, Владимир Стрельников... и примкнувшие к ним после окончания институтов художники Олег Волошинов, Владимир Цюпко, Евгений Рахманин и скульптор Николай Степанов. Они были рядом с нами, отделенные от всего мира "железным занавесом". Но они создали здесь, в Одессе, свой собственный свободный мир, свободный от оков соцреализма, от обязательной производственно-колхозной тематики в картинах, без отражения которой ни на выставки нельзя было надеяться, ни на вступление в члены Союза художников. Но у них возник свой союз - союз, как уже было сказано выше, единомышленников. А что касается выставок...

Летом 1967 года, когда была уже позади хрущевская оттепель, на дощатом заборе, огораживающем находящийся тогда на реставрации Оперный театр, появились необычные картины. Привыкшему к понятным даже ежу полотнам советских художников рядовому прохожему они могли показаться странными до непристойности. А непристойным в них было ощущение свободы самовыражения. Кто были авторы этих картин? Недоумение разрешала короткая надпись на том же заборе: "Сычик + Хрущик". Хотя "заборная" выставка двух энергичных молодых художников возникла в Одессе задолго до знаменитой московской "бульдозерной", о ней не писали во всесоюзном масштабе. Она просуществовала всего 3 часа, но возвестила о появлении в Одессе художников с неформальным, с точки зрения официальных кругов, мышлением. Чем одесский андеграунд отличался от московского? Он был аполитичен - во всяком случае, вначале. Главным оставались поиски собственного языка, цветового решения и формы. Это было то самое чистое искусство, или искусство для искусства, которое всегда клеймилось официальной советской критикой. И, конечно, это была живопись художников ЮГА. В работах этой плеяды всегда, пусть даже незримо, присутствовало дыхание Черного моря, аромат акаций и вся атмосфера Одессы.

В выставочные залы для молодых неформалов путь был закрыт, выход нашелся в так называемых "квартирных выставках". Как уже было сказано, вначале никакой политической или идеологической окраски у одесского андеграунда не было. Но аполитичность была так же неугодна властям, как открытое диссидентство. "Кто не с нами, тот против нас". Впрочем, действие рождает противодействие, постепенно начинается сближение с диссидентским движением. Кроме того, за молодыми художниками в глазах властей появляется еще один грех. Растущий интерес коллекционеров и иностранных покупателей - работы вывозятся нелегально за границу. За рубежом организовываются выставки, появляются каталоги и отклики в прессе. Это не могло не раздражать власть имущих. К чести одесской интеллигенции надо отметить, что у молодых неформалов нашлось немало друзей. Не могу не вспомнить одного человека. Я знала его лично. Это был близкий друг моего отца - талантливый врач-психиатр Евгений Константинович Свидзинский. Когда над головой художника сгущались тучи, он прятал его в отделении психиатрической больницы, которым заведовал. Тучи рассеивались, и больной "выздоравливал". Помню, в 1995 г. в музее западного и восточного искусств состоялся вечер памяти Евгения Константиновича. Афиша гласила "Доктор Свидзинский - друг художников". Тогда же была опубликована моя большая статья, посвященная Свидзинскому - "Дон-Кихоты нужны".

Среди близких друзей названной группы художников был и инженер-связист Михаил Кнобель. Он был не просто друг. Он был их страстный поклонник, исследователь их творчества и коллекционер. Его коллекция отличалась систематической направленностью, научным подходом человека, как сказали бы теперь, полностью находившегося в материале. В его коллекции, имеющей историческое значение, можно проследить линейно-этапное развитие одесского художественного феномена от южнорусской школы до авангарда 60-70-х годов и постмодернизма. В отличие от большинства коллекционеров, Михаил Кнобель не прятал своей коллекции от посторонних глаз. К нему не только приходили домой, но он неоднократно организовывал выставки из своего собрания, на которых сам рассказывал о каждом художнике, об особенностях его манеры, его почерка и о его жизни. С 1991 года было проведено 7 таких выставок. В 2002 году М. И. Кнобель издал альбом "Мистецтво Одеси в колекцi⌡ Михайла Кнобеля". За этот альбом почетный член Союза художников,№  1 Михаил Кнобель был отмечен премией Паустовского. Он получил звание "Человека года", конкурса "Твои имена, Одесса".

Но самой большой наградой для Михаила Кнобеля стало исполнение его заветной мечты - создание музея южнорусских художников 60-70-х годов. Эту мечту помог осуществить банк "Пивденный". Создание первого в Одессе и второго в Украине частного музея современного искусства - не первый проект банка "Пивденный" в области культуры и духовного возрождения общества, но один из самых значимых. Основой музея стала коллекция Михаила Кнобеля, а это более трехсот полотен и множество скульптур. В день освобождения Одессы, 10 апреля, состоялось торжественное открытие музея, который получил прописку по адресу: пер. Сабанский, 4.

Постскриптум: банк "Пивденный" приготовил посетителям музея сюрприз от себя лично. На церемонии открытия музея была представлена специально привезенная картина великого Пабло Пикассо "Голова мальчика", купленная в 2007 году на аукционе Sotheby's.

Елена КОЛТУНОВА.