Номер 29 (672), 01.08.2003

ПЕРВАЯ РУССКАЯ КРУГОСВЕТКА

7 августа исполняется 200 лет со дня начала первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского.

В июле 1799 года на Тихом океане была создана Российско-Американская компания. Одними из многочисленных задач, которые возлагались на нее, были открытие и освоение новых земель. Ей предлагалось "занимать открываемые ею земли в российское владение... если оные никакими другими народами не были заняты и не вступили в их зависимость". Для того, чтобы успешно справиться с данным указанием, компании необходимы были современные корабли, хорошо оборудованные и вооруженные. Помимо этого тихоокеанцы постоянно нуждались в пополнении товаров, которые можно было доставить только из центральных районов. Самым удобным средством для этого оказались корабли, которые и подняли якоря в Кронштадте в августе 1803-го...

Целый год ушел на снаряжение экспедиции. Были подготовлены два корабля полувоенного, полуторгового типа в 450 и 375 тонн водоизмещением. Большему кораблю возглавлявший экспедицию капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн дал имя "Надежда", им он командовал лично. На этом же корабле пошел в кругосветное плавание и 24-летний мичман Фаддей Беллинсгаузен, в дальнейшем – первооткрыватель Антарктиды. Вторым кораблем – "Невой" – командовал товарищ Крузенштерна по Морскому кадетскому корпусу капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский.

На обоих кораблях имелся полный набор астрономических и физических инструментов, качеству которых Иван Федорович уделял особое внимание. Впоследствии эти инструменты дали возможность проверить и уточнить географические карты, составленные его предшественниками.

26 июля (7 августа) 1803 года "Надежда" и "Нева" вышли из Кронштадта. Экспедиция направилась в Копенгаген. Пополнив здесь запасы, путешественники продолжали плавание к Канарским островам. Русские моряки стали на рейде в Санта-Крус и 27 октября отправились к берегам Бразилии, прошли вдоль островов Зеленого Мыса, и 26 ноября пересекли экватор. Российский флаг впервые развевался в Южном полушарии. Крузенштерн приказал выдавать команде лимонный сок, фрукты, вино. Дважды в неделю топили печи для высушивания одежды. Благодаря этим мерам моряки, которые впервые оказались в низких широтах, легко переносили жаркий и влажный экваториальный климат, больных не было.

8 марта 1804 года, выдержав жестокий шторм, корабли обошли мыс Горн. Сильный западный ветер с градом, снегом и туманом разлучил "Надежду" и "Неву". После продолжительного и тяжелого пути по Тихому океану 7 мая "Надежда" достигла Маркизских островов и вошла в порт Анна-Мария на острове Нукагива. Возле Нукагивы корабли экспедиции снова соединились и отправились к Гавайским островам, откуда 7 июня "Надежда" пошла к Петропавловску-на-Камчатке, а "Нева" – к берегам Аляски.

"Надежда" 14 июля вошла в Авачинскую губу и отдала якорь в Петропавловской гавани. Впервые русский корабль совершил морской переход из Балтийского моря к берегам Камчатки. Плавание продолжалось почти год. Русские путешественники показали высокое мореходное мастерство и доказали, что способны совершать самые дальние рейсы через океан.

Разгрузив все доставленные товары, путешественники продолжили плавание. 27 августа "Надежда" двинулась вдоль Курильских островов к берегам Японии.

Переговоры с японскими властями о праве посещения русскими кораблями японских портов и совместной торговле закончились неудачей. 18 апреля 1805 года "Надежда" покинула Нагасаки. Лаперузовым проливом Крузенштерн вышел в Охотское море, определил и отметил на карте восточный берег Сахалина.

Теперь на карте Курильских островов можно видеть проливы Надежды и Крузенштерна – память о работе экспедиции в этом районе.

Вернувшись в Петропавловск, "Надежда" простояла там до 6 июня. За это время было сделано описание северо-восточной и юго-западной части Камчатки, а также исследованы быт, обычаи и условия жизни камчадалов, экономическое положение Камчатки.

9 октября экспедиция попрощалась с Петропавловском, "Надежда" отправилась в Китай. По дороге мореплаватели "закрыли" несколько островов, ошибочно показанных на старых испанских картах.

9 февраля 1806 года "Надежда" и "Нева" оставили китайские берега, на шестнадцатый день третий раз пересекли экватор в водах Зондского архипелага, 6 марта корабли вошли в Индийский океан, а 15 апреля возле берегов Южной Америки сильный туман вновь разлучил "Надежду" и "Неву".

Обогнув мыс Доброй Надежды, Крузенштерн прибыл на остров Св. Елены, где узнал о войне между Россией и Францией. Было решено идти на Кронштадт вблизи Шотландии.

3 августа "Надежда" прибыла в Копенгаген, а 19 августа 1806 года вошла в Кронштадт. На две недели раньше Юрий Лисянский привел туда "Неву".

Первое кругосветное путешествие русских моряков длилось три года 12 дней и завершилось вполне успешно.

Мореплаватели вернулись на родину совершенно здоровыми.

Кругосветное путешествие под начальством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского не только вписало яркие страницы в историю отечественного флота, но и открыло целую эпоху русских географических исследований мирового значения.

Научные результаты экспедиции ценны до сих пор: были сделаны географические открытия, определены точные координаты многих объектов, даны описания малоизвестных или совсем неизвестных до этого мест, очень интересные данные собраны по этнографии, по характеристике животного и растительного мира...

Интересно, что в Одессе проживали и проживают потомки Крузенштерна. В их числе – выпускники и преподаватели наших морских вузов. Есть и совершивший кругосветное путешествие (конечно же, за более короткий срок).

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.