Номер 08 (651), 28.02.2003

МИХАИЛ РЫБАК

ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЕРА

ЗВЕЗДА ОДЕССКОГО ПАВАРОТТИ

Перед началом спектакля я вошел со служебного входа в Театр музыкальной комедии, который располагался тогда в том здании на Греческой улице, где ныне обитает Театр юного зрителя.

Служебный вход со двора находится в полуподвале, и сразу за входной дверью по обе стороны узкого коридора располагаются гримуборные.

Встретил главного режиссера Матвея Абрамовича Ошеровского, ставшего в своей профессии легендарным не только в Одессе, но и со временем в Москве.

— Вы на спектакль пришли? Пожалуйста! У нас сегодня премьерный – "Барышня и хулиган", но еще рановато. Зато могу сообщить новость для прессы: дебютирует молодой, думаю, весьма перспективный артист. Возможно, вам интересно?

— А он откуда? – спрашиваю.

— Представьте, нашел я его в музыкальном училище. Скоро заканчивает и, наверное, поступит в консерваторию. Но какой голос! И фактура – в самый раз. А вот и он, – скороговоркой закончил Ошеровский свой короткий рассказ, увидев идущего по коридору молодого артиста.

— К вам можно, Николай? А, вы уже переоделись? Ну прекрасно, пошли. В небольшой гримуборной всего одно кресло, и приглашают садиться меня как гостя.

— Знакомьтесь, оставлю вас на десяток минут и гляну, что там творится, – развернулся Матвей Абрамович и исчез за дверью.

— Николай Огренич, – представился артист, – студент музыкального училища. Выпускного класса...

Эта наша первая встреча была в 1963 году, и тогда же я сделал первый портрет Николая Огренича. А потом с интересом наблюдал за ним в разных спектаклях, слушал в концертных программах на протяжении многих лет. Мягкий, если можно сказать, пластичный, буквально плавно льющийся тенор поражал даже мой непрофессиональный слух. Через год после той памятной встречи Николай был уже студентом консерватории в классе профессора Ольги Николаевны Благовидовой. И, еще будучи студентом, был приглашен в Одесскую оперу. А еще через год (был уже 1967-й) Николая Огренича направили на стажировку в знаменитый миланский театр "Ла Скала", где теноров именитых было вдоволь, но наш Огренич оказался не хуже многих из них. И в отличие от других солистов из СССР и разных стран, которые стажировались в "Ла Скала", как правило год, Николая Огренича итальянцы не отпускали целых два года, в то время как знаменитому в нашей стране Муслиму Магомаеву поставили диагноз, что "он не оперный певец, а эстрадный" и быстренько отправили домой. Николай же много раз пел в концертах на знаменитой итальянской сцене, куда далеко не каждому солисту дано было войти.

Впоследствии наш талантливый земляк неоднократно становился лауреатом самых престижных конкурсов вокалистов, а уж в оперных спектаклях в нем увидели и незаурядного артиста, умеющего создать свой образ, не только на высоком уровне исполнить партию, но и подчеркнуть характер героя оперы.

Народный артист Украины профессор Николай Огренич возглавлял Одесскую консерваторию. Для него должность ректора была не просто административной службой, а продолжением творческой деятельности, без которой нельзя было представить этого интеллигентного, обаятельного человека, воспитателя и организатора.