Номер 06 (649), 14.02.2003

ОТ "БУЛЬОНА" К "НАРОДНОМУ КАПИТАЛИЗМУ"

Мы продолжаем публикацию беседы нашего корреспондента Елены ДАРАКОВОЙ с известным экономистом и политиком Олегом СОСКИНЫМ. (Начало см. в № 5.)

— Вы возглавляете Институт трансформации общества. Вот и ответьте, пожалуйста, в каком, собственно говоря, обществе мы сейчас находимся?

— Это полудиктаторское, тоталитарное общество. У нас налицо цензура, подавление свободы слова, искажение и ограничение информации и ее передвижения по разным каналам. У нас фактически создана государственная система дезинформации, которая осуществляется через государственные и даже через частные телекомпании. Правдивая информация или искажается, или просто утаивается от населения.

Кроме того, создается иерархическая система общества, где 5 % очень богатых людей, 10 % те, которые их обслуживают, 25 % – это остатки потенциального среднего класса, а 60 % – люмпены, маргиналы, пауперы и вообще бомжи. Это очень нездоровая социальная структура общества.

У нас же и не рынок, и не социализм, а какой-то "бульон".

— Но для перемен в лучшую сторону необходимы прежде всего яркие личности, профессионалы. У нас такие остались?

— Конечно! Огромное количество молодежи учатся в вузах. Пусть даже 70 % из них получает суррогатное образование. Но 30 % все равно нормальные люди. Плюс многие выехали за рубеж и там получили большой опыт.

Я много ездил по разным странам, много видел наших, кто уехал, говорил с сотнями таких людей. Они готовы вернуться, как только изменятся условия. Это не воины, не харизматы, не бойцы. Это те, кто будет работать. Таких людей и не надо очень много. Я оптимистично настроен. Я считаю, что все создано для того, чтобы Украина заняла достойное место в мире.

Украина – уникальная страна. Здесь соединяются два системных пути: "Из варяг в греки" (север-юг) и "Великий Шелковый путь" (восток-запад). Только на нашей территории они пересекаются, просто мы не умеем этот шанс использовать. Ведь в условиях всемирного транзита и глобализации главное не произвести те или иные ценности, а как можно быстрее доставить их от производителя к потребителю. Украина такими возможностями располагает.

— До сих пор не утихают споры вокруг проекта "Одесса – Броды". Насколько он перспективен? Реально ли, чтобы нефть потекла именно через нашу трубу?

— Я был советником у Кучмы в 1998-2000 годах, когда впервые Украина попыталась получить каспийскую нефть. Компания "British Petroleum" готова была дать технологическую нефть для нефтепровода Одесса-Броды и даже предоставить для перевозки один из своих танкеров, вместимостью 80 тысяч тонн. От Украины требовалось одно: передать одесский НПЗ "British Petroleum" в лизинг или другим образом, чтобы можно было провести реконструкцию. Будь это сделано, мы бы уже сегодня имели каспийскую нефть Что же сделал Кучма? Он за бесценок продал одесский НПЗ "Лукойлу", после чего мы окончательно попали в зависимость от России...

А ведь по всем основополагающим алгоритмам формирования национальной безопасности любая страна должна иметь четыре источника поставок энергоресурсов. Проведем расчеты. Ежегодно нам нужно порядка 20 млн тонн нефти. 5 млн тонн мы можем добывать сами. Второй источник – Россия. Также мы могли бы брать часть ресурсов в оплату за транзит российской нефти – это третий источник. И четвертым была бы каспийская нефть. Но наша власть почему-то на это не пошла. Зато мы отдали за бесценок "Тюменской нефтяной компании" Лисичанский нефтяной завод. Специально его обанкротили, обворовали и продали всего за 9 млн долларов. Как это называется? Вредительство.

Вернемся к нефтепроводу Одесса-Броды. Что сейчас можно сделать? Трубопровод готов, нужны 90 млн долларов, чтобы закачать туда технологическую нефть. По большому счету, это ерунда. Надо будет реконструировать Кременчугский завод и это нетрудно сделать. Более того, турки готовы помочь нам получить нефть из стран Персидского залива. Танкеры доставляют эту нефть в Южный и начинается совершенно новое развитие Одессы и всего региона. Плюс строительство европейского коридора Мадрид – Марсель – Флоренция – Триест – Любляна – Будапешт и далее через Украину до Одессы и Николаева.

Все эти проекты уже разработаны и были доложены Кучме. Но я понимаю почему ничего не реализуется. Потому что тогда гибнет эта кланово-олигархическая модель и мы переходим к модели народного капитализма.

— А что такое "народный капитализм"?

— Это когда средний класс составляет в обществе 60-65 %, а в основе развития лежит малый и частный семейный бизнес. Когда каждый заботится о себе сам и платит 10 % налогов государству, ту самую "десятину". И когда никто не может указывать тебе как следует жить, когда ты сам вершишь свою судьбу, когда государство выполняет роль не надсмотрщика, не кровожадного жандарма, а роль справедливого судьи, и следит за соблюдением правил игры, одинаковых для всех.

Ты хочешь ездить на "Мерседесе"? Пожалуйста! Но пусть другой ездит на "Фольксвагене".

Ты хочешь иметь виллу, но пусть остальные имеют 3-4 комнаты или маленький хороший домик.

Сам живи и дай жить другим. Если богат человек и его семья, то становится богатым и состоятельным город, регион, а далее – богатой станет страна. Вот как надо жить, а не так, что кто-то один – жирный как паук или пиявка, насоссавшаяся крови, а все прочие – беднота.

— А вы уверены, что это реально? И где взять кадры для построения народного капитализма?

— Ну, уж если Ульянов и Джугашвили нашли кадры, чтобы уничтожить веками создававшуюся систему, то восстановить ее будет легче.

— Но не случайно же говорят: "Разрушать – не строить"...

— Если Польша, Болгария, страны Балтии нашли в себе силы пойти по такому пути, то Украина и подавно сможет. По большому счету, для такого рывка требуется всего-навсего тысяча человек. Вот только надо договориться – не красть.