Номер 51 (1047), 30.12.2010
Итак, нашей "Детской страничке" исполнился годик. Авторы у нас очень разные - не только по творческому потенциалу, но и по возрасту. Самым юным - семь-восемь лет, и мы переживали, как воспримут читатели их опыты. Может, скажут, что все это несерьезно для взрослой газеты? Поэтому решили спросить разных взрослых, в первую очередь своих родителей и учителей, как относятся они к нашей страничке.
Взрослые с готовностью поделились своими взглядами, дали советы. Опрос вели участники младшей группы кружка "Юный корреспондент" ДДЮТ "Доминанта", и вот что у них получилось.
- Ваши ребята - просто молодцы! Они заняты полезным делом, учатся писать и общаться. Это очень пригодится им в жизни, и мне хочется поблагодарить всех, кто помогает им в этом. (Елена Константиновна, бабушка пятиклассницы).
- В кружок ходят мои ученики, и я вижу, как это сказывается на их отношении к учебе. Представьте, некоторые стали более собранными, ответственными: ведь если они получали плохую оценку, родители просто не пускали их "на журналистику", а им очень хотелось делать собственные газеты и журналы. Интересно, что у слабых учеников, увидевших свое имя в газете, появляется больше интереса к учебе. Может, они начинают верить, что все получится: ведь часто причина неуспеваемости - неверие в свои силы. Занятия в кружке возвращают таким ребятам веру в себя. (Галина Андреевна, учитель начальных классов).
- Дело нужное и интересное. Дети учатся излагать свои мысли. Но, на мой взгляд, в вашей страничке не хватает познавательных материалов. (Тамара Васильевна, мама десятилетнего автора).
С учетом последнего замечания открываем новую рубрику
Почему улица? Потому что наши авторы в юбилейный выпуск вновь приглашают вас в Город детства. Проведет вас по ней пятиклассник ОУВК № 53 Тимур ЛЫСЕНКО.
Оказывается, новогодний праздник - самый древний из всех существующих праздников. При раскопках египетских пирамид археологи нашли сосуд с надписью "Начало нового года". В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил, обычно в последние дни сентября. Это было очень важное событие, ведь благодаря разливу реки в сухой пустыне вырастало зерно. В Новый год статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку, которая плавала по Нилу в течение месяца. Все это время сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статую заносили обратно в храм.
А древние римляне еще до нашей эры стали дарить друг другу новогодние подарки и веселиться всю ночь напролет, желая счастья, удачи, благополучия. Они праздновали Новый год в начале марта, пока Юлий Цезарь не ввел новый календарь. Теперь он известен как юлианский. Датой встречи нового года стал первый день января, а месяц этот был назван в честь римского бога Януса. Янус - двуликий бог. Одно его лицо (лик) обращено назад, к прошлому году, другое - вперед, к будущему. К Новому году.
Праздник встречи нового года назывался "календы". Люди украшали дома, дарили друг другу монеты с изображением двуликого Януса. Рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Говорят, одному из рабов Юлий Цезарь дал в новогодний вечер свободу за то, что тот пожелал ему в новом году пожить дольше, чем в старом. А римский император Калигула выходил на площадь перед дворцом и принимал подарки от подданных, записывая, кто, сколько и что дал...
Впрочем, это уже не подарки, а дань. Не будем же столь меркантильными, как Калигула, и станем записывать в новом году не "кто сколько дал", а кто о чем сочинил. Приглашаем на...
Тут вас ждут ученики школы № 25 - четвероклассник Дима МАКСИМЕНКО и третьеклассница Настя БУГАЕНКО со своими сказками: у Димы - про птиц, а у Настеньки - про пингвинов. Хотя, если читать внимательней, и то, и другое - про дружбу: ведь девиз наших маленьких, но мудрых журналистов: "Давай дружить, не будем спорить!". Они сами его придумали и приняли единогласно, а истину в спорах пускай ищут себе другие.
Жил себе хвастливый воробей. Он все время смеялся над другими птицами за то, что они "медленно летали". Однажды над его гнездом пролетала ласточка. Он подумал: "Посоревнуюсь с ней!" И стал дразнить:
- Как ты медленно летаешь!
- Неужто? - сказала ласточка, и они начали спорить. Слетелись другие птицы.
- Тогда давай соревноваться! - говорит воробей.
- Давай, - согласилась ласточка. - Прилетай завтра к дому, где живет кот.
Воробей прилетел к дому с самого утра и стал ждать ласточку. Видит - она летит.
- Начнем?
И они начали соревнование. Ласточка залетела в дом и клюнула спящего кота в нос. Кот проснулся, вышел на улицу. Видит, вокруг его дома летает воробей, а ласточка летала высоко в небе. Решил кот поймать воробья. Спрятался тихонько за бочку... воробей подлетел, кот его - цап!
А ласточка только этого и ждала. Подлетела к коту, клюнула его побольнее, кот воробья выпустил и убежал в дом.
А воробей с тех пор уж не хвастался и никогда не смеялся над другими птицами.
Когда-то на Севере живущие там пингвины не знали новогоднего праздника. Как-то раз приплыл к ним кит. Первый, кого он встретил, был пингвиненок Кети.
- Привет! - обрадовался пингвиненок.
- Привет, - ответил кит.
- Где был, что видел?
И кит рассказал о празднике, который он видел в большом городе. Там люди праздновали Новый год. Все веселились и радовались, и еще в этом городе было много елок...
- Повезешь меня в этот город? - попросил пингвиненок Кети.
Кит согласился, и они отправились в этот город. Кети увидел все своими глазами. Ему очень понравился новогодний праздник, ему так захотелось подарить его всем пингвинам!
Он притащил к берегу тысячу елок и попросил своего друга привезти их на Север.
- Конечно, я же твой друг, - ответил кит, и они помчались домой.
С тех пор пингвины празднуют новый год, приглашают к себе друзей и дарят подарки. И каждый раз с радостью ждут себе в гости кита.
Какой Новый год без Деда Мороза и его Снегурочки! Но вот незадача: дети двадцать первого века слишком рано становятся практичными реалистами, перестают верить в чудеса и тем самым лишают себя самого лучшего в мире - детства. Ведь детство - это и есть вера в то, что хорошее обязательно произойдет, что мечты сбудутся, и неважно, кто поможет их осуществить: Дед Мороз или собственный дедушка.
Сюда приглашают ученики вторых-пятых классов школы № 25, написавшие свои размышления "Верю ли я в Деда Мороза".
Нилюфар ЗАКИРОВА: "Я не верю в Деда Мороза. Потому что его не существует. Но зато я люблю получать подарки. Я знаю, как Деды Морозы дают подарки вечером. Это мама или папа кладут их под подушки или в сапоги, или еще куда-то. Но хоть я и не верю в Деда Мороза, мне очень нравится отмечать Новый год. Всей семьей мы берем салюты, зажигаем их в небе, и становится так весело! Это мой самый любимый праздник!"
Диана ЯРОШЕВСКАЯ: "Я знаю: Дедушка Мороз у нас в классе - Антон Атанасов. Но ведь Дед Мороз приносит подарки. Если Деда Мороза нет, тогда кто исполняет наши желания? Он существует, я знаю. Он живет на Северном полюсе, и у него семь оленей".
Мари АНЕЗ: "Я думаю, Дед Мороз существует. Ведь когда я что-нибудь у него прошу, он мне всегда приносит. Он приносил мне и Брац, и детский телефон с наушниками. И надеюсь, что он мне всегда будет все приносить. Я верю в Деда Мороза и люблю его".
Эва ШИБАЕВА: "На свете не существует Деда Мороза, подарки дарят родители! Я так думаю, потому что ночью смотрела за мамой и видела, как она ставила нам с братом подарки под елку".
Но где гарантия, что подарки маме не принес Дед Мороз?
Лера НИКОЛАЕНКО: "Я думаю, Дед Мороз существует. Когда я прошу у него что-то, то все сбывается. Половину подарков дарят мамы. Но все-таки один подарок дарит Дед Мороз!"
Женя ПАРХОМЕНКО: "Я с детства интересовалась: дед - это имя его или его так называют, потому что он старый? Но как бы его ни называли, все равно я в него верю. Потому что, когда все мои родные вышли из комнаты, я везде поискала подарки, и их не было. Я тоже вышла на кухню. А когда вернулась, посередине комнаты был мой подарок. В комнату никто не заходил, я знаю! И еще - за что люблю Новый год: как бы ни было грустно человеку, праздники всегда поднимут настроение и развеселят его".
Тимур ЛЫСЕНКО (школа-лицей № 53): "Верю ли я в Деда Мороза? Конечно же, да! В основном, он дарил мне всегда то, что хочу. Я его никогда не видел, хотя видел фильмы с его участием. Конечно, в них Деда Мороза играют актеры. Но я верю в Деда Мороза. Однажды у меня появились сомнения: мы ушли пускать фейерверки, а папа остался дома. Когда мы вернулись, под елкой стоял мой подарок - набор "Юный химик". Я подумал, что он стоит, наверное, гривен 200-250. А папа сказал, что, наверное, 180. Не странно? Но все равно я верю в Мороза!"
Очень хочется пожелать всем в Новом году такой же неукротимой веры, как у Тимура и у других ребят, особенно у воспитанников учебно-развлекательного комплекса для дошколят "Лесенка знаний". Он находится совсем рядом с издательством, где верстается этот праздничный номер, и мы не могли не зайти к ним перед праздником в гости.
Какие здесь чудесные учебные комнаты и игровая! Здесь просто невозможно не захотеть учиться. Тем более, что учителя здесь такие чуткие, а ребята такие веселые! Наши юные журналисты, размышлявшие о Деде Морозе, почувствовали себя совсем взрослыми и приступили к интервью.
- Что вам здесь больше всего нравится? (Вопрос родительнице.)
- Атмосфера, подход педагогов к детям, умение заинтересовать самого капризного и неусидчивого ребенка, ведь сюда часто приводят ребят, которые не ходят в садик и не умеют вести себя в коллективе.
- С какого возраста вы принимаете детей в эту школу? (Вопрос дяде, сидящему за столом с компьютером.)
- С трех лет, и называемся не школой. Мы только готовим ребят к тому, что им предстоит в настоящей школе. Дети занимаются танцами, шахматами, рисуют, поют, лепят и вырезают, учатся правильно произносить звуки, слова. Родители не присутствуют на занятиях, но имеют возможность видеть происходящее в классах на мониторе.
- Тебе нравится сюда приходить? Что больше всего здесь нравится? (Вопрос четырехлетнему карапузу.)
- Игрушки и кубики!
- А нам нравится учиться! - заявили братья-близнецы Олег и Максим. Им по четыре года, но они очень стараются: ведь пятилетняя Ника, с которой они очень подружились, знает все буквы, читает и пишет, и им стыдно перед девчонкой за то, что они пока знают меньше. Зато Ника с нетерпением ждет их на занятия: ведь она для них - учительница, а это для пятилетнего человека много значит.
И вот - последний пункт нашего путешествия по нашему Городу детства.
Знакомьтесь: наши новые друзья. Эти ребята приходят к своим любимым педагогам в скромное помещение на углу Нежинской и Дворянской, где на протяжении десятков лет, еще с советских времен, существует клуб детского творчества "Ровесник" - один из немногих, кто выжил в девяностые годы (во всем городе подобных детских центров осталось 17). Сегодня "Ровесник" - коммунальное учреждение со статусом, дающим педагогам возможность целиком отдаваться творчеству: городской подростково-молодежный центр при управлении молодежной политики горисполкома.
Помещение скромное, но уютное. Здесь какая-то аура гостеприимства. В коридоре на стендах - грамоты и фотографии. Здесь дружат и творят, учатся и создают, принимают участие в праздниках, соревнованиях, конкурсах и дарят сделанные своими руками подарки.
Например, Настя сделала из папье-маше чудного кота. Такого действительно нет ни у кого на свете. Соня подарила бабушке сделанную своими руками открытку. Из обычной пластиковой бутылки можно создать оригинальную вазу, а цветная бумага в детских руках превращается в тропическую пальму. Все эти "пчелки" (так называется здесь кружок декоративно-прикладного творчества) счастливы уже потому, что их научили творить. А сколько счастья будет, когда покажут родителям сказку про Чиполлино, персонажи для которой тоже готовят сами?
В соседней комнате мальчишки постарше учатся игре на гитаре, готовятся к новогоднему концерту в Доме медработников. А в зале работает над очередным представлением театр-студия "Маски".
- Мы с удовольствием откликаемся на приглашения где-либо выступить, ведь это - возможность для ребят самовыразиться, проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, - говорит педагог-организатор клуба Анна Михайловна Бонь. - У нас все педагоги - люди творческие и талантливые. Чего стоят мини- спектакли Марины Михайловны Кучеровской, опытного хореографа, которая может и сценарий написать, и восточный танец поставить. Еще один наш сценарист, Людмила Александровна Катеринчук, ведет творческо-познавательную студию. Само общение с такими людьми уже духовно обогащает детей, а их участие в концертных программах и конкурсах помогает воспитать определенные качества личности, найти свое место в жизни. В руководстве коллективом, где каждый - самодостаточная творческая личность, есть свои сложности, но мы с педагогом-организатором Натальей Геннадиевной Кириченко стараемся поддерживать любую интересную инициативу, делаем все возможное, чтобы поддержать педагога, помочь ему в организации выступления, обеспечить костюмами...
Для того, чтобы руководить детьми, мало их любить, считают мои собеседницы. Надо постоянно совершенствоваться, развиваться. У детей сейчас большой выбор: куда пойти, чем занять свое свободное время. Их не так легко удивить. Привлечь, удержать интерес, постоянно его поддерживать - задача не из простых. Но в "Ровеснике" с нею успешно справляются.
Подготовила Ирина ДЕНИСОВА.
Рисунки:
- Эвы Шибаевой (Елка)
- Аппликация Вероники Фёдоровой, 5 лет (Снеговик)
- Рисунок Насти Миненковой, 6 лет (Кошка)