Номер 50 (1344), 29.12.2016

ОПОРНЫЕ ШКОЛЫ:
ЧТО, КАК, КОГДА

После того, как 2 декабря в нашей газете была опубликована статья под таким названием, к нам обратилась группа читателей с просьбой помочь им разъяснить ряд положений, связанных с созданием и функционированием т. н. опорных школ. Публикуемые ниже разъяснения получены в Министерстве образования и науки Украины.

"Меняется ли статус опорной школы при уменьшении количества филиалов или их ликвидации из-за отсутствия учащихся?"

Уменьшение количества филиалов, их ликвидация изменений в статусе учебного заведения не предусматривает, кроме случая ликвидации всех филиалов, при котором учреждение перестает отвечать требованиям законодательства к опорному заведению и учредителем должно быть принято решение о прекращении соответствующего статуса.

"Имеет ли право директор опорной школы переводить учеников филиала в эту школу, если в ней не хватает учащихся?"

Перевод ученика из классов филиала к классам опорной школы (или наоборот) возможно в соответствии с Порядком перевода учащихся (воспитанников) общеобразовательного учебного заведения в следующий класс, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 14.07.2015 № 762, согласно решению педагогического совета опорного заведения.

"Может ли быть опорной школа, которая находится в городе?"

Учредителями (соучредителями) образовательного округа (опорного учреждения, его филиалов) могут быть представительные органы местного самоуправления объединенных территориальных громад, районные советы. Учредитель определяет опорные учреждения среди подчиненных ему учебных заведений на конкурсной основе в соответствии с утвержденными им условиями. Таким образом, школа, которая находится в городе, может быть определена опорной только в случае ее подчинения соответствующему учредителю.

"Обязательно ли в опорной школе должна быть отдельная бухгалтерия?"

В соответствии с пунктом 106 Положения об общеобразовательном учебном заведении, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2010 г. № 778, по решению учредителя (собственника) учреждения бухгалтерский учет может осуществляться самостоятельно или через централизованную бухгалтерию.

"Каким образом количество подвозимых учащихся влияет на определение школы как опорной?"

Учредитель определяет опорные учреждения среди подчиненных ему учебных заведений на конкурсной основе в соответствии с утвержденными им условиями. Во время проведения конкурса обязательно учитывается наличие автомобильных дорог с твердым покрытием для обеспечения безопасного подвоза учеников (воспитанников) и педагогических работников к месту учебы, работы и жительства.

"В новосозданной объединенной территориальной громаде всего три школы. Возможно ли существование двух филиалов?"

Законодательством не предусмотрены ограничения по количеству филиалов опорных общеобразовательных учебных заведений.

"Может ли существовать филиал, в котором всего 17 учеников 1-9-х классов?"

Согласно части второй статьи 14 Закона Украины "Об общем среднем образовании" в общеобразовательных учебных заведениях, расположенных в селах, поселках, количество учеников в классах определяется демографической ситуацией, но должно составлять не менее пяти человек. При меньшем количестве учеников в классе занятия проводятся по индивидуальной форме обучения. Таким образом, в данном случае целесообразно понизить степень филиала до начальной школы с одновременной организацией подвоза учащихся основной школы к опорному заведению.

"При создании опорной школы как будут именоваться ее филиалы и должность директора филиала?"

Требования к написанию наименования юридического лица, его обособленного подразделения утверждены приказом Министерства юстиции Украины от 05.03.2012 г. № 368/5. Согласно этим требованиям наименование филиала должно указывать на принадлежность к опорному заведению, в составе которого он создан. В ряде постановлений Кабинета Министров Украины внесены изменения и введены новые педагогические должности: заведующий филиалом, его заместители по учебно-воспитательной (учебной, воспитательной) работе.

"Может ли сельский голова по результатам конкурсного отбора назначить руководителя и главных специалистов отдела образования ОТГ?"

Прием на службу в органы местного самоуправления осуществляется в порядке, определенном статьей 10 Закона Украины "О службе в органах местного самоуправления". Назначение на должности руководителей отделов, управлений и других работников органов местного самоуправления осуществляется путем назначения соответствующим головой на конкурсной основе или по другой процедуре, предусмотренной законодательством Украины. Проведение конкурса, испытание и стажировка при принятии на службу в органы местного самоуправления осуществляются в порядке, определенном законодательством Украины о государственной службе.

"Какие основные нормативно-правовые акты необходимо использовать при оплате труда работников отдела образования ОТГ?"

Механизм оплаты труда должностных лиц местного самоуправления определяется Бюджетным кодексом Украины, Законами Украины "О местном самоуправлении в Украине", "О службе в органах местного самоуправления", постановлениями Кабинета Министров Украины № 268 от 09.03.2006 г. "Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов ", № 614 от 21.07.2005 г. "Некоторые вопросы отнесения областей и городов к группам по оплате труда ", № 414 от 15.06.1994 г. "О видах, размеры и порядок предоставления компенсации гражданам в связи с работой, которая предусматривает доступ к государственной тайне".