Номер 48 (1194), 20.12.2013

ПРОФСОЮЗЫ МОРСКИХ ПОРТОВ ОБЪЕДИНИЛИСЬ

Новый Закон "О морских портах Украины" изменил структуру морских предприятий, разделив на Администрацию и стивидорку. Теперь Администрация распоряжается финансами, решает, куда направить средства для улучшения работы портов. В свою очередь с процессом разделения возникло множество вопросов в трудовых коллективах, которые пытаются решить профсоюзы, объединившись в координационный совет председателей профорганизаций морского транспорта Украины.


Реформирование отрасли коснулось сегодня каждого портовика. В одних портах, например Мариуполе, все осталось по-прежнему. На балансе порта - детский сад, пионерлагерь, бассейн, который бесплатно посещают не только портовики, но и все жители города.

В спецпорту "Октябрьский" постарались провести реформы, сохранив социальную сферу. Правда, детсад пришлось отдать городу. Но столовую для портовиков сохранили. Создали коллективное предприятие и кормят людей вкусно и недорого. Обед стоит всего 20 гривен. Профсоюз также намерен взять в свои руки уборку территории.

В Южном для портовиков уже проблема содержать спортзал. Приходится оплачивать завышенную аренду. Председатель профсоюза ГП "Южный" Раиса Герасименко заметила, что стал убыточным профилакторий, не реализуются путевки. Люди предпочитают ехать в Трускавец, где номер стоит дешевле, чем в профилактории. С боями отвоевали общежитие и детский сад, оставив их портовикам.

Председатель профсоюза компании "Новолог" Игорь Соковнин рассказал о чрезмерном повышении расценок на оплату койки в общежитии с 250 гривен до 1350 в месяц. Половину зарплаты сотрудник, проработавший 30 лет в порту, должен отдавать за 6 квадратных метров жилья.

В Ильичевске возникла проблема с абонементами для портовиков во Дворец спорта, им назначили завышенную цену - 139 гривен.

Председатель профсоюзного комитета Одесского порта Владимир Зайков привел свой пример, как в Одессе была решена эта проблема.

- Мы внесли дополнительное изменение к коллективному договору. И наши портовики посещают спортзал бесплатно. А в конце месяца Администрация оказывает материальную помощь тем, кто его посетил и оплачивает счета. Нет проблемы и с детским садом, который перешел в введение Администрации. Люди продолжают оплачивать ту же сумму 40 гривен в месяц. А половину доплачивает профсоюз.

В Ильичевском порту еще проблема - напряженная ситуация с трудоустройством людей. Председатель профсоюза воюет за портовиков, которых пытаются уволить всеми правдами и неправдами. При реорганизации предприятия четырем сотрудникам службы морской безопасности не нашлось места. Один уже уволился. Трое продолжают ходить на работу и ждут решения своего вопроса. Сергей Брызгалов намерен добиваться трудоустройства своих членов профсоюза. Также как и добился через суд отмены 29 выговоров и трех человек, незаконно уволенных, восстановил на работе.

Еще одна проблема, которую поднял ильичевский профсоюз, - вмешательство администраций в деятельность профсоюзов. По словам Брызгалова, "искусственное создание организации, которая защищает интересы работников порта, нарушает правила Конвенции о труде в морском судоходстве. Такой админпрофсоюз создан в Ильичевском порту, куда силой загоняют людей. Его председатель, представитель работодателей, одной рукой представляет людей на увольнение, другой подписывает соглашение. Использует шантаж, давление. Мы подняли этот вопрос на фазе реформирования. До сегодняшнего дня ждали решения. И теперь готовы приступить к активным действиям, которые прописаны в Законе. Нас вынуждает к этому политика руководства предприятия. Сегодня Ильичевский порт терпит огромные убытки. Предприятие доведено до минуса в 61 млн тонн. Нас перевели на неполную рабочую неделю, "украв" у каждого работника порта по тысяче гривен. Мы обращались в прокуратуру и намерены и дальше бороться".

В ответ Владимир Зайков привел примеры, как Координационный совет портов во главе с Юрием Васьковым решал подобные проблемы в других регионах. В порту Южный администрация, активно взявшись за дело, выпустила из виду профсоюз. Пришлось прибегнуть к разъяснительной беседе с двумя сторонами. И вопрос был решен.

Председатель профсоюза Керченского порта прислала письмо, в котором рассказала о ситуации на предприятии. "Резкое сокращение грузопотока привело к невозможности выполнения коллективного договора, - пишет Ирина Черненко. - Профсоюз не получает поддержки, предприятие уже полгода работает в режиме 4- дневной рабочей недели. Работники порта не видят перспективы. Растет социальная напряженность.

В таких же условиях находятся порты Измаила, Рени.

- Новый Закон о портах может привести к полной разбалансировке портового хозяйства, - считает Виктор Мощенко. - Нужно внести предложения в изменение положений Закона. Иначе мы угробим порты.

- Закон о морских портах Украины принимался для развития морской отрасли, - ответил Владимир Зайков, - как модель Одесского порта. И должен вывести нас на другой более высокий экономический уровень. А для этого, конечно, нужна большая работа. Благодаря эффективному реформированию отрасли мы сможем привлечь новые грузопотоки, увеличить грузообороты и наладить социальный климат в коллективах.

На координационном совете была продолжена тема обсуждения поправок в изменения к Закону Украины "О морских портах Украины" касательно прав трудовых коллективов и усовершенствования положений Закона.

Сергей Брызгалов отметил, что управление предприятием должно осуществляться с учетом мнения трудового коллектива.

- На предприятии рождаются приказы, которые не предусматривают участия профсоюзов, - подчеркнул деятель. - В комиссию по рассмотрению вопроса передачи объекта в хозяйственную деятельность включают различных специалистов, кроме профсоюза. Нам нужно быть соратниками с концессионером, который должен знать, какие требования мы выдвигаем. Поэтому надо закрепить участие профсоюза в комиссиях. Также в Законе не предусмотрен механизм действия профсоюзов в случае увольнения, сокращения сотрудников предприятия.

Советом было решено внести свои поправки, которые будут доработаны и объединены в заявлении Координационного совета.

Бурное обсуждение вызвал вопрос интерклубов, по которым было предложено создать комиссию, которая проверит, как используются выделенные для этого здания и ведется работа.

Профсоюзы решили взять под свое крыло физкультурно- спортивное общество "Водник", которое в советское время было наравне с обществами "Динамо", "Крылья Советов", "Спартак". И в этом году отмечает юбилей - 75 лет. Было предложено выделить финансирование, взять несколько физкультурников на баланс для развития массового спорта. Единогласно совет проголосовал за выделение финансирования для поддержки общества. А также за предложение для Юрия Васькова возглавить "Водник", стать почетным Президентом общества.

В итоге Координационный совет выработал свои правила и тактику дальнейшего поведения:

- Сегодня время дипломатии профсоюзов, которое требует более высокого уровня квалификации, - сказал председатель профсоюза порта "Октябрьский" Александр Калошин. - Пришло время действий. Мы должны думать, какой способ хозяйствования применить, чтобы сохранить и развить социальную сферу. Мы стараемся развивать и совершенствовать то, что нужно для трудового коллектива. Для того, чтобы защитить интересы наших предприятий, мы должны иметь представительство во власти, продвигать кандидатов в советы всех уровней. И поэтому надо идти на выборы! И самое главное - делать все это сообща.

Как видно, профсоюзы только делают наметки, зачин своей работы в новых условиях, заявляя о себе и заставляя считаться с мнением коллектива. Только так и можно защитить и отстоять свои права в новом пространстве Закона.

Инна ИЩУК.

Фото автора.