Номер 48 (844), 08.12.2006

РАДУГА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Недавно вышли два тома сочинений Игоря Потоцкого, известного поэта, чьи стихи и прозу знают не только в Одессе.

Компановка обоих томов, сделанная Людмилой Самодаевой – женой и вдохновителем поэта, на редкость удачна. Книга стихов составлена так, чтобы читатель мог сразу выбрать себе самое "вкусненькое": читать с конца парижские стихи и стихи о Мексике, или познакомиться с автобиографической "Анкетой времени", или сразу нырнуть в бездну любви "крупиц нежности" и "талого снега". Поэт складывает слова, словно ноты, в произведение искусства, которое дает высшее наслаждение душе – открытие новых миров.

Жизнь выдоха короче
И как нам все успеть,
Но вновь эпитет точен
И звонок, словно медь.

Но поэт не торопится. Он проживает каждую секунду жизни, впитывая, вдыхая ее полной грудью и отражая своим поэтическим видением, рождая новые метафоры и сравнения: стрекозиные жесты, каплепад-дождинок нить, снег – белый мох, темная туча из ста созвучий и т.д. У поэта в одной строке идут рядом простое и сложное, частное и общее, доброе и злое, нежное и равнодушное, обычное и неожиданное. Создается впечатление, что он живет в каком-то необыкновенном мире, где беседуют дома, которые забыли надеть свои старинные шляпы, шепчутся деревья за окном, волнами строк пишет море.

Люблю смотреть на море
В минуты ликованья,
Когда забыты напрочь
Вчерашние страданья,
Когда волна взлетает,
Как певчая строка,
А пена у причала,
Как пенка молока.

Именно пенку впечатлений и снимает Игорь Потоцкий с мгновений жизни.

Они были бы обыкновенными и будничными, если бы не поэтическое восприятие, которое все переводит в другую плоскость.

. В поэзии Игоря Потоцкого соединены житейская простота изложения Твардовского, напевность Есенина, загадочность и экспрессия Гумилева, образность Пастернака и собственная его манера поэтического монолога. При этом поэт создает целую эпопею чувств и переживаний, которые выпали на его долю и которые так знакомы каждому в его юности и зрелости. А потому так созвучны любому человеку.

Сорванец, рифмоплет, книгочей, звездочет,
Сто обид, зачеркнувший смеясь,
Первый стих наконец-то отправил в полет –
Сразу радуга в небе зажглась.

Ощущение радуги не покидает читателя в течение всего прочтения стихов и прозы Игоря Потоцкого. Он умеет высечь радугу из любого сюжета, из каждого эпизода, из движения и звука. Все у него сверкает и играет бликами. И как бы ни было, весело или грустно, трагично или комично, свет всегда присутствует в его произведениях, словно в божьем храме.

Перекличка восприятия разных городов, эпох раздвигает границы и поэтических и прозаических произведений Игоря Потоцкого. Мир у него громаден и необъятен, как вселенная. Такое ощущение тайны и загадочности возникает в повести "Улица Розье", где пересекаются миры Парижа и Одессы, прошлое и настоящее, иллюзия и реальность. Поэтическое видение списывает с улиц Парижа самое лакомое, словно подавая нам пирожное бизе, осыпанное орехами одесских воспоминаний. Но в этом французском торте "Улицы Розье" еще запечены философские эссе и лирические отступления, делая угощение основательным и сытным. Общаясь с художниками, живущими в Париже, поэт оглядывается в прошлое на произведения искусства мастеров кисти и слова. Калейдоскоп показывает все новые картинки, снабжая их поэтическими комментариями трюфелей. Читать вкусно. Просто пальчики оближешь.

Одесское жизнеописание автора мы находим и в рассказах, герои которых обыкновенные люди, но сделанные необыкновенно. Вот Лизка с неприятными воспоминаниями о разводе с мужем, мечтающая найти утешение в Одессе и находящая его неожиданно в хозяйкином коте Агасфере, привязавшемуся к гостье. А вот бухгалтер Ликфиндер, мечтающий поделиться своей фамилией с достойной женщиной и завести маленьких ликфиндерят, чтобы в выходные дни, как все достойные семейства, прогуливаться по улице Дерибасовской. А вот и милая Роза Исааковна, вздыхающая о муже своем Давидике и рассказывающая интересные истории. Повествование ведется медленно, со вкусом, словно из бочонка течет мед. Но вот еще несколько капель, и в последней мы находим орешек – неожиданную концовку. "Ух ты! — восклицает читатель, вдруг увидев другую сторону медали рассказа. А вот как оно в самом деле!" Лицевая сторона переворачивается навыворот, где видны все изнаночные швы человеческой души.

Что бы ни рассказывал нам Игорь Потоцкий, будь то история о Париже, одесский рассказ, повесть, очерк о художнике или поэте, везде он выдерживает свой ровный стиль, дирижируя словом о мире, людях, искусстве, возводя все это в квадрат своего поэтического таланта.

Сборник сочинений Игоря Потоцкого – это еще одно откровение о великом городе, о мире, вращающемся вокруг Одессы, который можно увидеть в поэтическом свете, как его увидел и написал поэт.

Инна ИЩУК.

Рисунок Николая ДРОННИКОВА.