Номер 47 (1391), 15.12.2017
"Слепой", "неполноценный", "цыган" - масса людей используют эти слова, не представляя себе, что тем самым они стали участниками некоего глобального дискримиирнующего процесса.
Об этом шла речь на круглом столе по теме "Язык вражды", который прошел в Бериславском педагогическом колледже в рамках курса "Медиаграмотность".
Язык вражды - речевая проблема 21-го века. Забытые и новые слова под воздействием этого языка приобретают новую эмоциональную окраску, часто несущую резко отрицательное содержание. Этот процесс проникает практически в каждую сферу, будь то медиа, политика, медицина, педагогика и др. Его участником может стать каждый, невзирая на пол, возраст и социальное положение. Общая тенденция - подхватывание нового слова и вытеснение предыдущего его значения.
"На первый взгляд, язык вражды - несущественная проблема современности, - делится своими наблюдениями студентка Анастасия Азарова. - Но, присмотревшись, понимаешь, что именно с этого маленького и незаметного начинается глобальное. В действительности же язык вражды - первая ступень на пути к дискриминации, геноциду и войне".
СМИ - отправная точка для популяризации языка вражды. Представители этой сферы имеют все необходимые инструменты и ресурсы для внедрения слов вражды в контекст своих информационных продуктов. Массовая же аудитория быстро поддается новомодным словесным тенденциям, навязанным масс-медийными каналами.
"Не стоит забывать, что педагоги - обыкновенные люди, которые также читают газеты или смотрят телевизор. К тому же предмет "педагогика" имеет колоссальный исторический опыт. Константин Ушинский или Антон Макаренко даже не могли предположить, что такие педагогические термины, как "неполноценная семья" или "девиантное поведение", будут считаться маркерами ненависти, - акцентирует внимание студент Дмитрий Серяков.
Однако именно школа играет ключевую роль в формировании молодого поколения.
"Кто, как не учителя, должны быть образцом для учеников? - подчеркивает студентка Виктория Поэт, добавляя: - Педагоги должны находиться в первых рядах борьбы как с самим языком вражды, так и с его последствиями".
Будущие педагоги единогласно определили, что необходимо внедрить курс "Медиаграмотность" как для детей, так и для взрослых.
"Сегодня каждый из нас подвержен языку вражды из-за незнания о нем как таковом. Помимо школы, дети подхватывают маркеры вражды дома или на улице. Это как болезнь. Если вовремя не спохватиться - процесс инфицирования уже не остановить. Поэтому необходимо создавать своеобразные вакцины против языка вражды, - считает студентка Елизавета Ткаченко.
Ее мнение поддерживает и Владислав Гудым, уделяя особое внимание СМИ.
"Масс-медиа, как первоисточник вспыхивания очагов ненависти, должны быть и антителами. Педагоги могут разработать учебно-практический материал по теме "Язык вражды" и ввести его лишь на школьных уровнях. Журналисты же могут сделать это среди всего общества", - полагает студент.
Участники круглого стола определили главный принцип дальнейшей своей работы: "Дети - наше будущее. Бездействие по отношению к языку вражды - бездействие по отношению к ним".
Яна САМКО.