Номер 47 (843), 01.12.2006
Исполнилось 70 лет одному из самых знаменитых советских драматургов Эдварду Радзинскому.
Воистину все, к чему не прикасается этот человек, он умеет превращать в золото в прямом и переносном смысле... Он стал миллионером после бешеного успеха пьесы "104 страницы про любовь", которую в начале 1960-х ставили буквально все театры СССР и десятки зарубежных. На репетиции этой пьесы в ленинградском БДТ он познакомился с исполнительницей главной роли Татьяной Дорониной, которая вскоре стала его женой, а после появления экранизации еще и самой популярной актрисой Советского Союза. После их развода он перестал писать пьесы о любви, обратившись к исторической тематике и здесь имел шумный успех. В 1990-х годах телепередачи, в которых он рассказывал о знаменитостях давних времен, неизменно ставились в самое удобное для телезрителей время. На переломе веков он занялся сочинением биографий великих деятелей и эти книги стали бестселлерами. Мировую славу принесла ему книга о Сталине. Он посвятил ее своему отцу, Станиславу Радзинскому, урожденному одесситу, вошедшему в историю журналистки и кинематографа под псевдонимом Уэйтинг.
Вот что рассказал знаменитый сын-москвич о своем незнаменитом отце-одессите.
"Он закончил Ришельевский лицей в Одессе. Есть его фотография с одноклассниками. Из них он один остался жив, все остальные погибли в белом движении... Он был интеллигентом, помешанным на европейской демократии, часто цитировал мне слова чешского президента Масарика: "Что такое счастье? Это иметь право выйти на главную площадь и заорать во все горло: "Господи, какое же дурное у нас правительство!"... В 20 лет с небольшим он баллотировался в Государственную Думу от партии кадетов. Он должен был быть одним из блестящих умов эпохи. Он писал под псевдонимом Уэйтинг, что значит "ожидание".
Он был преуспевающим двадцативосьмилетним адвокатом, когда произошла Февральская революция в России и пала монархия. Отец восторженно приветствовал Временное правительство. Это была его революция, его правительство. Но несколько месяцев свободы быстро закончились, и к власти пришли большевики. Почему он не уехал за границу, он, блестяще образованный, свободно говоривший на английском, немецком и французском? Обычная история: он любил Россию... В начале 20-х, пока еще были остатки свободы, он редактировал одесский журнал "Шквал", писал сценарии первых советских фильмов, его близкими друзьями были Юрий Олеша, Виктор Шкловский и, наконец, Сергей Эйзенштейн...
Отец был, наверное, одним из самых образованнейших людей времени. Вся моя культура становится условной, если думать о нем. Французская библиотека, оставшаяся после него, насчитывает тысячи томов. Двор Людовика ХIV, который и мне очень близок, и я о нем много знаю, для него, думаю, был более реален, чем люди, ходившие по улицам. То же касается Людовика ХV, Людовика ХVI, Наполеона...
Отец всегда хотел, чтобы я написал книгу о Сталине, и я обещал ему это. Он много рассказывал мне о том, что характеризовало Иосифа Виссарионовича и дух его власти. Он не хотел, чтобы это знание умерло. Он многое знал со слов писателя Павленко, многократного лауреата Сталинской премии, автора "Клятвы", "Падения Берлина" и тому подобного. Он писал с ним инсценировки, и именно близость к Павленко спасла его от гибели. Согласно логике тех времен, арестовать его означало бросить тень на Павленко.
Отец понимал: это может закончиться в любой момент. Он ждал и был готов к ужасному. Но, несмотря на эту жизнь под топором, он всегда улыбался. Его любимым героем был философ и скептик Бротто из романа Анатоля Франса "Боги жаждут". И как франсовский герой печально-насмешливо наблюдал ужасы Французской революции с той же улыбкой отец наблюдал жизнь сталинской России..."
СПРАВКА. УЭЙТИНГ-РАДЗИНСКИЙ Станислав Адольфович (1889-1969), драматург, сценарист.
Родился в Одессе. Окончил юридический факультет
Новороссийского университета. Литературную деятельность
начал в 1922 году. С 1923 в течение ряда лет работал зав.
литературным отделом Одесской кинофабрики. Автор сценария
более 10 фильмов "Взорванные дни", "Звездоносцы",
"Кармелюк", "Право отцов" и др.