Номер 43 (988), 6.11.2009
В самом центре Праги, столицы когда-то Чехословакии, а ныне - Чехии, живёт себе чудное заведение "У калиха" ("У чаши"). Уважающая себя пивная в начале 20-го века, во времена австро-венгерской империи не могла обойтись без портрета императора - тогда это был Франц-Иосиф. Кто бы сегодня вспоминал этого монарха, не вставь его портрет в свой бессмертный роман "Похождения бравого солдата Швейка" чешский писатель Ярослав Гашек. Доводилось мне бывать в этой пивной, доводилось. И портрет императора Франца-Иосифа там висел, и остро подмеченные Гашеком следы мух: можно было угадать, вот только самого Швейка я не застал. Да и немудрено: в своих похождениях, куда его отправил автор, Швейк со страниц книг на множестве языков планеты шагнул на киноэкраны и на театральные сцены разных стран мира.
В Одессе, уже в наши дни Швейк добрался до сцены Театра юного зрителя - впрочем, как гость. На ТЮЗовской сцене "Швейка" преподнёс театр Натальи Прокопенко. Днём раньше, в преддверии премьеры молодёжная культурная организация "Мозаика" выпустила Йозефа Швейка на улицы Одессы методом фестиваля "Октобер фест - Швейк". Кроме литературно-исторического экскурса во времена Франца-Иосифа, случились конкурс карикатур "Бравый солдат Швейк", мастер-класс "Вальсы, марши и аккордеон для Швейка", показали свои лица клубы любителей Швейка, можно было познакомиться с меню для Швейка, увидеть фотографии со Швейком и даже совершить виртуальную экскурсию в "Прагу Швейка".
Вернёмся же, однако, на ТЮЗовскую сцену. Сразу стоит отметить - театр Натальи Прокопенко в поиске красок для образа гашековского героя решил идти своим путём. Швейк Дмитрия Олешко по тексту - столетней давности, по образу же мыслей и динамике - это всё-таки наш современник. Он только по форме, по одежде - солдата ли, пациента больницы или сумасшедшего дома - остаётся в начале 20-го века. Его кураж, однако, - не только заслуга исполнителя роли, но продукт ансамбля артистов, призванного под знамена антрепризного театра Натальи Прокопенко.
Ансамбля "многостаночников", можно было бы сказать. Если кому из младшего поколения читателей непонятно, поясню: во времена Союза рабочие-станочники, которых по нынешним временам назвали бы операторами, порой достигали такого профессионализма, что, запустив в работу один станок, тут же отправлялись к другому, заставляли его начать обрабатывать другую деталь, затем - к третьему и так далее.
В "Швейке" антрепризного театра Натальи Прокопенко известнейший артист ТЮЗа Игорь Тильтиков играет Полковника, Полицейского инспектора, пана Вендлера и даже пани Мюллерову, не сбривая усов и даже не пряча их. Такая себе усатая пани. Не отстают и другие актёры. Так, Оксана Сакара выступает сразу в трёх ролях - пани Кати, Медсестры и Праги. Опять же един в трёх лицах Максим Солин: он и Хмурый, и Солдат, и Сумасшедший. Три роли также у Кирилла Довгопола, четыре - у Андрея Волковинцева, пять - у Евгения Сигала. Однако не будем увлекаться арифметикой. Важнее, что даже в трёх ролях, которые достались, скажем, артисту академического Театра музкомедии Денису Фалюте (поручика Лукаша, баронессы фон Боценгейм и Доктора), оказалось возможным представить разные актёрские грани - джентльменскую (где-то даже солдафонскую) напористость и вдруг - дамскую пластичность и обольстительность.
Героическая комедия, каковой обозначена постановка, выигрывает не только из-за приглашения актёра из комедийного театра. Андрей Шляхов, актёр Русского драмтеатра в образе пана Бретшнейдера не менее комедиен. Хотя порой складывается впечатление, что второй или даже третий такой спектакль позволит отшлифовать роль до блеска.
В этой среде чувствуют себя, как рыба в воде, и другие актёры, не обременённые званиями артистов известных театров, скажем, Александр Самусенко в роли фельдкурата.
Конечно, значительную поддержку актёрам оказали удачная хореография Виталия Кузнецова и музыкальное оформление Марии Чеботарёвой.
Театр Натальи Прокопенко молод - ему нет и пяти лет. Но его интеллектуальная направленность, стремление к сохранению традиций классической русской театральной школы наряду с традициями западноевропейского театра вызывают уважение.
Леонид БЕНДЕРСКИЙ.
На фото автора:
Швейк - Дмитрий Олешко,
пан
Бретшнейдер - Андрей Шляхов
в спектакле антрепризного
театра
Натальи Прокопенко
"Швейк! Похождения
бравого солдата".