Номер 41 (1088), 28.10.2011
Одесский джазовый фестиваль больше не называется Джаз- карнавалом, хотя его проводят, в сущности, те же организаторы. На международном фестивале Odessa JazzFest-2011 меломанов ожидают насыщенные концертные программы в зале Украинского музыкально-драматического театра. Перед открытием фестиваля у театрального подъезда порадовал искрометными композициями Приднестровский диксиленд. В этом году не колесил по улицам джазовый трамвайчик и не маршировали барабанщицы, нет денег на эти излишества. Зато и на сцене были серьезные музыканты, а не карнавальные персонажи, как частенько случалось в карнавальном прошлом феста. В трехдневной программе выступили джазмены из 9 стран. Конечно же, "на сладкое" первого дня устроители оставили квартет Абрахама Бертона (США), ведь так, как исполняют джаз чернокожие музыканты, белому человеку никогда не сыграть, с этим нужно просто смириться и совершенствовать свое мастерство наряду с джазовым мышлением...
Концерт открылся двухчасовым выступлением Сергиево- Посадского муниципального оркестра (Россия) под управлением Вячеслава Кадерского. Добротный, солидный биг-бенд, профессиональные солисты, Гершвин и Чик Кореа в репертуаре, очаровательная вокалистка Светлана Артемьева (Елена Шевченко напомнила слова легендарного Бенни Гудмена о том, что успех оркестра не в последнюю очередь зависит от певицы с тонкой талией), а чего-то все же не хватило...
Зато молодых французских джазменов в составе Fabien Mary Trio, кажется, можно было бы слушать и 2 часа, и гораздо больше. Тонкое, изысканное переосмысление тем Диззи Гиллеспи и Чарли Паркера, кристальной чистоты техника и звучание трубы в руках Фабьена Мари, филигранные унисоны и переклички трубача с гитаристом Юго Липпи, интеллигентное, тактичное сосуществование с ними контрабасиста Фабьена Маркоза - вот такую джазовую Францию приятно открывать. Для музыкантов нынешний визит в Украину - первый, и когда Фабьен Мари со сцены заявил, что наш город особенный, а публика чуткая, не было оснований заподозрить, будто он лукавит.
Завершился первый фестивальный день ожидаемым "десертом" - выступлением квартета Абрахама Бертона. Подумать только, саксофонист Бертон начинал свою творческую карьеру с чтения рэпа, а сейчас играет музыку, прозванную критиками "exquisite jazz" (изящный джаз). Вместе с ударником Эриком Макферсоном, басистом Дезроном Дагласом и пианистом Дэвидом Брайантом он исполняет свои авторские композиции по полчаса каждую, проявляя истинно джазовое мышление, и за полетом мысли музыкантов чрезвычайно интересно следить! Порой даже хотелось воскликнуть, словно в каком-нибудь гарлемском джаз-клубе 30-х годов прошлого века: "Play it until 2090!", впрочем, тогда предлагали играть до 1990-го, и это казалось таким далеким, несбыточным временем, а для нас это уже история, мы настроены слушать до 2090-го, джаз поистине вечен!
Второй день феста принес радость прохожим на Дерибасовской, которые послушали диксиленд из Приднестровья и студентов консерватории у памятника Утесову, а фестивальный вечер начался a великолепного немецкого трио "Drei im rotten Kreis" ("Трое в красном кругу"), который затмил всех остальных участников своими "кинематографическими" фантазиями "Забриски Пойнт", "Блюз для Белфаста". Особо тепло публика приняла пьесу "Портовые собаки" (саксофонист Райнер Витцель однажды после концерта заблудился в каком-то порту Северной Греции, там было некомфортно, грязно, бегала стая тявкающих собак, время от времени били склянки, и все это можно было услышать со сцены). Само собой, прекрасно был воспринят "Фрагмент", вдохновленный наследием Чарли Паркера.
А когда к трио для исполнения композиции "Волга" присоединился пианист Юрий Кузнецов, создалась такая гармония, что впору было переименовать коллектив с учетом того, что уже не "драй", а "фир" музыкантов достойно разместились в красном кругу. Юрий Анатольевич выступил и с молодежным коллективом из Японии, квартетом Юко Окамото. Это было благотворительное выступление, сборы от которого перечислены в фонд помощи пострадавшим от природных катаклизмов в Стране Восходящего солнца.
Третий фестивальный день поверг публику в восторг, подарил душе упоение. Трио Артура Дуткевича (Польша), которое представило программу "Hendrix Piano" (импровизации на темы композиций Джимми Хендрикса), заставило довольно-таки сдержанную (половина, как минимум, с консерваторским образованием) аудиторию выражать свой восторг не только криками и аплодисментами, но даже... одобрительным свистом. Безусловно, самый техничный, самый ироничный и обаятельный контрабасист фестиваля, Павел Пушчало, приятно удивил больше всех. Хороших пианистов вроде Артура Дуткевича Одесса видела немало, но редко контрабасу придается такое значение, редко его ценят выше ритм- поддержки, а таких потрясающе тонких диалогов между роялем и контрабасом, такой переклички одной-двух струн с одной-двумя клавишами многие не слышали давно, а большинство - и вовсе никогда. Довольными остались и поклонники Хендрикса, и те, кто оценивал программу, не особо разбираясь в интерпретациях известных песен, - вкусно со всех точек зрения.
Дуэт Руди Бергера (скрипка, Австрия) и Фабиано Чагаса (гитара, Бразилия) ведущая концерта Диана Константинова сравнила с венскими конфетками "Моцарт" в картонной коробочке в виде скрипки и свежезаваренным бразильским кофе. Именно так все это и воспринималось. Хотя, строго говоря, венец Бергер давно переехал в Рио-де-Жанейро и тоже стал немного бразильцем, хотя европейская внешность музыканта, на первый взгляд, контрастирует со жгучим образом другого участника дуэта, гитариста Чагаса. Открыв бразильский сет сольной интерпретацией боссановы Карлоса Жобима "Девушка из Ипанемы", Фабиано Чагас пригласил на сцену Руди Бергера, и в зале началось такое, что выражение "одобрительный свист" тут не подходит, свистели от удовольствия так, что уши закладывало (нет, я все понимаю, конечно, но мне в таких случаях больше хочется слушать тонких виртуозов, а не оглушительный свист, рев и хлопки прямо над ухом). Издержки живого исполнения! Всем, кто не попал на концерт, горячо рекомендую послушать записи дуэта, правда, они не отражают уморительную манеру исполнения скрипача, который помогает себе, строя забавные гримасы и поджимая то одну, то другую ногу...
В финальном сете трио Алексея Петухова из Одессы показало свою программу, а также состоялся небольшой импровизированный джем-сешн, музицирование для удовольствия, в котором приняли участие и президент фестиваля Юрий Кузнецов (фортепиано), и блистательная одесская певица Татьяна Боева. Фестиваль завершен, и уже начата подготовка к будущему фестивалю - возможно, карнавальная составляющая в нем будет усилена, если позволят средства, но в плане программы все будет очень серьезно, - уверяют организаторы, а сам фестиваль распространится по области, будет повторять свою программу на площадках Ильичевска, Южного и других городов.
Виолетта СКЛЯР.
На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
Абрахам Бертон.