Номер 41 (1037), 22.10.2010

ТАМ, В ДАЛЕКОЙ И БЛИЗКОЙ БРАЗИЛИИ

Одесский академический русский драматический театр начал новый театральный сезон с премьеры. Спектакль "КАПИТАНЫ ПЕСКА" Елены Савранской и Юрия Волчанского, как мне кажется, несомненная удача театра. Этот спектакль не может не привлечь молодежь, ведь он о молодежи, о ее проблемах, о братстве, о любви. Но он привлечет не только молодежь. Потому что в свое время герои спектакля из далекой и вдруг в какой-то момент ставшей близкой Бразилии давно и навсегда оставили след в душах тех, кого я отношу к старшему поколению. В 1974 году в СССР в прокат вышел фильм Холла Бартлетта "Генералы песчаных карьеров" по роману Жоржи Амаду "Капитаны песка". Фильм пользовался огромным успехом, в кинотеатры было не попасть. Трагическая история любви девочки-сироты Доры и предводителя банды беспризорников Педро Пули трогала до слез. Роман был написан в 1937 году, действие романа происходит в Бразилии, но тема беспризорности, к сожалению, не стареет и более чем актуальна, у нас.

Есть и третья составляющая успеха. Превосходная литература нашла достойное сценическое воплощение. Я имею в виду и пьесу, и постановку. На сцене дерутся, влюбляются, демонстрируют чудеса ловкости рук и мошенничества, обольщают, плетут интриги, совершают побеги из тюрьмы и т. д.

Художественное руководство постановкой осуществил известный российский режиссер и педагог Михаил Чумаченко. Поставил спектакль молодой московский режиссер Артем Баскаков - ученик Леонида Хейфеца и Алексея Литвина. Поставил с пониманием молодых чувств и с молодым же задором.

Здорово, ну просто здорово смотрятся сцены боев между враждующими бандами подростков (к участию в этих сценах привлечены спортсмены клуба капойэры).

Да и сценография Григория Фаера, как нельзя лучше вписывается в общую тональность спектакля. Двух-трехъярусные конструкции - то ли этажи пакгауза, то ли уровни нар, собранных из металлических трубок и не имеющих задней стенки, - подчеркивают неустроенность ребят, их жизнь на ветру. Они же дают возможность варьировать мизансцены. И они же, благодаря переплетению трапов-лестниц, по которым мгновенно взлетают вверх или соскальзывают вниз ребята, поддерживают тот драйв, с которым поставлен, идет и играется спектакль.

Известно, что некоторые роли писались под определенных исполнителей. Но я бы затруднилась определить под кого, настолько ровным получился ансамбль молодых.


Ярослав Белый (Педро Пуля), Дмитрий Жильченко (Кот), Павел Савинов (Профессор), Владимир Лилицкий (Хромой), Михаил Игнатов (Большой Жоан), Олег Шевчук (Сухостой), Николай Шкуратовский (Сачок), Михаил Козловский (Алмиро), Альберт Солдатов (Худышка Зе) - они живут в своих ролях, как единый организм. Как не могла сказать сороконожка, с какой ноги она начинает ходить, так и я не могу сказать, кто ведущий, кто ведомый в этом ансамбле. Конечно, ролевая, игровая нагрузка у ребят не совсем одинакова, хотя в разных эпизодах на первый план выходит то один, то другой персонаж. Но в целом... Это, как в футболе, в который они играют в начале спектакля и, выходя на поклон. КОМАНДА!!!

Героиню, Дору, исполняют Ольга Салтыкова и Анастасия Швец. Мне довелось увидеть трогательную Ольгу Салтыкову. Правда, как мне кажется, ее героиня могла бы больше выразить испуг, когда из-за нее в пакгаузе началась драка, когда часть ребят требовала ее им выдать. А у нее получилось - не успели ее защитники ее отбить, а она уже готова, более того, просит, чтобы ей разрешили остаться.

Отдельно следует сказать еще об одной роли, еще одном персонаже - это добрый гений ребят падре Жозе. В исполнении Сергея Полякова он добр без слащавости и достоверен без натяжки. Бескорыстное милосердие играть непросто, может быть, потому, что сегодня оно вызывает недоверие (как тут не вспомнить одноактный шедевр Вампилова "Сорок минут с ангелом).

Еще одна бескорыстная и добрая душа в пьесе - дона Эстер, женщина, потерявшая сына, желающая отдать свою любовь мошеннически пробравшемуся в ее дом Хромому - ее, как всегда, искренне играет засл. арт. Украины Татьяна Опарина.

Общее число актеров, занятых в этом спектакле, сорок. Из старшего поколения: засл. артистки Украины Наталья Дубровская, Тамара Мороз и Орыся Бурда, засл. арт. Украины Анатолий Антонюк, Людмила Агафонова, Валентина Прокофьева, Александра Рославцева, Светлана Климова, Михаил Дроботов, Николай Величко, Альберт Гаспарянц, Валерий Жуков, Александр Суворов, Сергей Юрков, Андрей Шляхов...

Я обратила внимание на интересный эффект. То, что актерские школы у молодых и "стариков" разные - а это сказывается на манере игры, - идет на пользу спектаклю: подчеркивает пропасть между "отвратительными, грязными, злыми" беспризорниками и благополучными горожанами. Подчеркивает, что они из разных миров.

Пластическое решение спектакля принадлежит Юлии Пуриной. Очень мне понравился танец Кота и его девушек. И большое впечатление производит сцена любви Доры и Педро.

В музыкальное оформление спектакля Евгения Ермакова очень тактично ввела знаменитый "Марш рыбаков", который после выхода на экран "Генералов песчаных карьеров" стал хитом. (Песню, с дописанным русским текстом сразу же начали исполнять группа "Аккорд" и группа Стаса Намина.) Знакомая мелодия возникает временами лишь как эхо того поразившего нас фильма.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.