Номер 40 (1529), 3.12.2020

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — ВЕРШИНА ТРУДОВ

Мы уже сообщали о выходе первого тома "Утесовской энциклопедии", создаваемой Борисом и Эдуардом Амчиславскими. Первый отклик — от известного одесского журналиста и краеведа Евгения ГОЛУБОВСКОГО.


Составлять энциклопедию — неимоверный труд.

Но и читать нелегко, сотни статей — о людях, о песнях, о публикациях, об адресах...

Замечательно, что выходят именные энциклопедии. Первой в их ряду у меня появилась — Лермонтовская. Я и сам принимал участие в подготовке Мандельштамовской энциклопедии. И вот теперь — титанический труд отца и сына Амчиславских, более тридцати лет собирающих, исследующих, публикующих — ВСЕ ОБ УТЕСОВЕ.

Естественно, вершиной этих трудов и становится энциклопедия.

Пока издан только первый том. На 545 страницах уместились три буквы — Аз, Буки, Веди.

Первое имя — Абаза Аркадий Михайлович, композитор, пианист из молдавских дворян.

С Одессой, судя по справке, никак не связан. Но ведь мы помним, что четвертая гимназия до революции помещалась во дворце Абазы (сейчас Музей западного и восточного искусства), все одесситы это знали, конечно, знал и Леонид Осипович. Посмотрел родовое древо дворян Абаза, конечно, родичи...

К чему это я? Леонид Осипович и в Москве был "консулом Одессы". Он с гордостью об этом говорил. И мне кажется, что в "Утесовской энциклопедии", составленной одесситами, эта одесскость, там, где она есть, должна выявляться.

Последнее имя в первом томе — Вячеслав Михайлович. Нет, не Молотов. Неизвестный Вячеслав Михайлович, которому надписал свою книгу Утесов. Теперь и он попал в энциклопедию, где учтены все стихи, песни, автографы певца и артиста.

А между ними — море разливанное людей.

Некоторые ожидаемые. Ну как в Утесовской энциклопедии обойтись без поэта Владимира Агатова, написавшего "Темную ночь" и "Шаланды полные кефали", как обойтись без композитора Никиты Богословского, кинорежиссера Григория Александрова, поставившего "Веселые ребята".

Кстати, из энциклопедии, из статьи про Абрау-Дюрсо я узнал, что в этом городке установлен бронзовый памятник "Пастух из Абрау-Дюрсо"; так герой "Веселых ребят" Костя Потехин удостоился памятника на "литературной родине"...

Но есть фамилии достаточно неожиданные.

Аркадий Аверченко — король фельетонов. Оказывается, Утесов познакомился с автором "Дюжины ножей в спину революции" в 1918 году в Гомеле, Аверченко подписал Утесову свою фотографию, которую Леонид Осипович хранил всю жизнь.

И вновь то же замечание авторам. Мы никогда не узнаем, о чем беседовали писатель и певец. Но оба любили Одессу. До Бабеля Аркадий Аверченко написал "Одесские рассказы", изданные многотысячным тиражом в библиотеке "Нового Сатирикона", а в том же 1918 году написал фельетон о жизни в Одессе — "Бандитовка". Думаю, про это они и беседовали.

Николай Агнивцев, поэт, один из заметных персонажей Серебряного века, автор знаменитого сборника стихов "Блистательный Санкт-Петербург", уехавший в эмиграцию, неожиданно вернувшийся... Оказывается, Агнивцев написал сценарий фильма "Торговый дом "Антанта и К", где Утесов сыграл роль... Петлюры. Так Серебряный век перетекал в Железный.

Мне приятно было, что многих героев этого тома я хорошо знал.

Это и конферансье Аркадий Астахов, и режиссер Зорик Аврутин, и библиограф Ольга Барковская, и легендарный танкист, скрипач, завуч театрального училища Александр Менделевич Баренбойм, журналисты Галина и Олег Владимирские, литературовед Абрам Аронович Владимирский, журналист, военный летчик Василий Выхристенко.

Кстати, статью Василия Ивановича Выхристенко "У самовара на Невском проспекте", где речь идёт и об Утесове, я публиковал во "Всемирных одесских новостях".

И сама эта газета, выпускаемая Всемирным клубом одесситов, тоже попала в энциклопедию.

Общался я и с вице-адмиралом Ильей Ильичем Азаровым, участником обороны Одессы, но эпизод, приведенный в энциклопедии, узнал только сейчас.

В 1964 году Азаров и Утесов принимали участие в торжественном вечере, посвященном 20-летию освобождения Одессы от фашистов. Сидящие в зале, естественно, не знали, какие бои развернулись в президиуме. Секретарь обкома отказался дать слово Утесову. Тогда вице-адмирал Азаров пригрозил, что встанет и покинет зал. Партийный босс испугался, но записал Утесова последним. Когда дошла его очередь, артист встал и, не сказав ни единого слова, спел песню "Ты одессит, Мишка"! Тогда встал и весь зал, устроив овацию своему земляку.

Такие микроновеллы украшают книгу.

Позволю себе завершить этот рассказ еще одной короткой историей, которая пока не попала в энциклопедию, но кто знает, вдруг — попадет.

Внештатным автором начинал в "Комсомольской искре" школьник Валерий Семеновский, сын литературоведа Оскара Семеновского, жившего в Молдавии. Это потом Валерий стал драматургом, редактором журнала "Театр"... Но уже тогда радовал нас своими успехами.

Однажды Валерий мне сказал, что едет на каникулы в Москву, мог бы что-то для газеты написать. Я спросил, а где он будет, что увидит...

— Отец попросил меня зайти к Утесову, они дружат, подарить ему свою книгу. Может, я для газеты поговорю с Леонидом Осиповичем...

Мы тут же сели и в четыре руки придумали десять вопросов.

Проходят две недели, возвращается Семеновский. Не весел.

— Не получилось интервью. Только я сказал, что редакция попросила его ответить на вопросы...

— Я знаю, что ты будешь спрашивать, — сказал Утесов. — Ты спросишь, как я отношусь к вводу советских танков в Чехословакию, — я не отвечу. Ты спросишь, как я отношусь к партийному руководству искусством, — я не отвечу. Ты спросишь, что я думаю о современной молодежи, — я не отвечу. Так зачем мы будем время терять, расскажи мне лучше, вернулась ли скумбрия в Одессу.

Это несостоявшееся интервью я тогда же записал. Мне оно показалось очень даже состоявшимся

Ждем от Бориса и Эдуарда Амчиславских новые тома энциклопедии.