Номер 40 (733), 08.10.2004
Когда-то блестящий джазовый обозреватель Владимир Фейертаг сказал Юрию Кузнецову: "Мальчик, Одессы на джазовой карте мира нет!"
Это было досадно, обидно и исторически несправедливо. А Утесов?! А джазофаны и джазмены, создавшие еще в конце 70-х годов джаз-клуб, в правление которого входил Николай Голощапов, джаз-клуб, благодаря которому Одесса узнала Юрия Кузнецова и который не мог обойтись без энтузиазма Феликса Кохрихта?! Кстати, Ф.Кохрихт и Н. Голощапов входили в состав Центрального совета федерации джазовых клубов и в состав экспертов Всесоюзного джазового рейтинга. А наши земляки Татьяна Боева и Сергей Терентьев! А джаз-бэнд музучилища?! А... Можно было бы написать еще не одно "а", но в отличие от таких признанных джазовых центров мира, как Монтре и Ницца, Одесса не могла похвастать джазовыми праздниками, в которые был бы вовлечен весь город и которые бы привлекали в Одессу гостей из всех стран мира.
Однако, говоря фигурально, фитиль к джазовой бомбе тлел. Поджег его в 2001 году московский одессит Михаил Фрейдлин, ставший генеральным продюсером задуманного и осуществленного им празднества, называемого "ДЖАЗ-КАРНАВАЛ В ОДЕССЕ".
В этом году вся Одесса уже четвертый раз была вовлечена в это действо. Четвертый раз арт-директором "Джаз-карнавала в Одессе" стал Юрий Кузнецов. Наталья Ортанова (исполнительный директор), Екатерина Мальцева (координатор фестиваля) вот члены бессменной команды, дарящей городу праздник. В этом году к ним присоединился еще один человек. Сопродюсером "Джаз-карнавала в Одессе" выступил Боб Ван Ронкель, внесший в мелодии "Джаз-карнавала" новую тему детскую.
Когда я пишу, что вся Одесса была вовлечена в празднество, я не преувеличиваю. Ведь для того чтобы принять участие в "Джаз-карнавале", не обязательно было посетить филармонию, где три вечера 23-го, 24-го и 25-го сентября проходили концерты. Карнавал на то и карнавал, что он проходит на улицах и площадях города.
Начнем с уличной фотовыставки одесского фотохудожника Сергея Гевелюка, выпустившего фотоальбом "Весь этот джаз", Гевелюку удается в своих снимках схватить самые сокровенные мгновения, когда музыкант находится в состоянии наивысшего полета своей души и музыки.
На той же Дерибасовской, где расположилась фотовыставка Гевелюка, у памятника отца одесского джаза Леонида Утесова с 23 по 26 сентября работала джаз-площадка, на которой выступали группы лучших джазистов участников фестиваля. Впрочем, еще за день до открытия фестиваля да Дерибасовской прошел концерт "Добрый вечер, джаз" от одесского еженедельника "Добрый вечер".
Дерибасовская и памятник Утесову вообще стали центром притяжения карнавала. Именно с Дерибасовской начинался красочный парад оркестров и диксилендов, дополненный в этом году костюмированным шествием студентов, парадом "живых кукол" и клоунов.
Шляпа-конотье в дни карнавала непременный атрибут прикида многих одесских джазфанов.
Новым проектом "Джаз-карнавала" этого года стала молодежная музыкальная акция Future Sounds of jazz на Театральной площади, дополненная видеорядом: на большой экран, установленный за спинами четверых ди-джеев и джаз-рокового ансамбля "Регтайм", проецировались кадры из фильмов 20-х годов и джазовых вечеринок.
Не буду перечислять все концерты, которые проходили в разных концах города, мимо которых не могли пройти одесситы. Ну а те, кто "не прошли" в нужном месте в нужный час", смогли увидеть и услышать то, что происходило в городе по телевидению, не говоря уже о том, что "работали все радиостанции" пусть не Советского Союза, но негласного союза почитателей джаза: так была осуществлена акция "РМ-ДЖАЗ-ЧАС", когда одновременно прозвучала джазовая музыка в эфире ряда радиостанций.
Поскольку Одессу не мыслят без "Привоза", то и в этом году бричка с участниками акции "Привоз-джаз" и сопровождающими их журналистами отправилась от памятника Утесову на "Привоз", куда не без заминки, виновниками которой были бдительные стражи тайн "Привоза", они были допущены и с успехом сыграли свою программу.
Еще одна интересная акция это Джазовая регата" в яхт-клубе (Отрада).
Ну и наконец гала-концерт "Джаз-карнавала в Одессе" на Театральной площади. Благодаря хорошо налаженной в этом году звуковой аппаратуре, концерт могли слушать тысячи одесситов. А послушать было что и кого.
Вот такой широкий охват, такое широкое вовлечение в джазовую стихию горожан и гостей города было проведено в этом году. Своеобразной "джазовой связкой" между отдельными частями города вновь служил т.н. джазоход разукрашенный открытый трамвай, на борту которого играл диксиленд. Трамвай, который в этом году снова вела по двум маршрутам Валентина Пасечник вогоновожатый с тридцатилетним стажем курсировал все дни праздника, перевозя счастливых пассажиров, среди которых главными были дети.
(Окончание следует.)
Елена КОЛТУНОВА.