Номер 38 (1135), 12.10.2012

ВСЕ КРУИЗЫ В ГОСТИ К НАМ

В Одессе прошла III Международная круизная конференция "Black Sea Cruise-2012", собравшая представителей крупнейших круизных компаний, чтобы обсудить перспективы развития бизнеса в черноморском регионе. С момента проведения первой конференции "Black Sea Cruise" в 2008 году круизные судозаходы в Черное море увеличились на 12 %. А в этот раз желания Украины наращивать круизное направление, имея возможности развития благодаря новому "Закону о морских портах", и мировых компаний - открыть уникальный культурно-исторический черноморский регион для своих клиентов дали много положительных результатов и договоренностей.

ДВА ИНТЕРЕСА К УКРАИНЕ

В III Международной круизной конференции "Black Sea Cruise- 2012" приняли участие 120 представителей круизного бизнеса из 18 стран Европы и Америки: топ-менеджеры ведущих мировых круизных операторов (Carnival UK, Royal Caribbean Cruises, Pullmantur, МSС Cruises, TUI Cruises, Classic International Cruises, Sea Dream Yacht Club и др.), представители портовых администраций и муниципалитетов приморских городов Средиземноморско-Черноморского бассейна, руководители фирм- туроператоров, агентских компаний, журналисты мировых изданий по индустрии впечатлений (Cruise Business Review, Sea Trade).

В своих выступлениях все международные круизные операторы высказали заинтересованность в черноморском регионе как новом направлении для туристов Европы и Америки. Особенно привлекательным в историческом плане был назван Севастополь. А наибольшие шансы стать базовым круизным портом региона, посадки и высадки туристов, по мнению иностранных менеджеров, имеет Одесса, которая находится в наиболее выгодном географическом положении к центрам формирования туристических групп в Европе и России.

- Наши гости хотят видеть все новое для них, - заявил Грэм Адамс, вице-президент по планированию маршрутов, портовым операциям и береговому обслуживанию Sea Dream Yacht Club. - Нам интересно совершить экскурсии "Сквозь крымскую историю", "В поисках Золотого руна", "Катакомбы Одессы", открыть ваши новые порты с историческими ценностями и достопримечательностями. В этом году у нас был один круиз по Черному морю. В следующем - мы планируем три.

Представитель крупнейшей круизной компании TUI Cruises, владеющей 200 лайнерами, Тина Ольманн, выразила уверенность, что к 2015 году будут разработаны программы по Черному морю, в которых она хочет видеть не только обзорные экскурсии, но и дегустации вин и продуктов, кулинарные туры, мастер-классы, что очень любят туристы.

Интерес круизных компаний к организации круизов в Черном море подогревает не только открытие новых исторических мест для туристов, но и экономическая целесообразность.

- Сегодня топливо для судов сильно поднялось в цене. А небольшие расстояния между портами, как в Черноморском бассейне, позволяют нам снизить стоимость круиза, - отметил президент G. P. WildInternational Питер Уайльд. - Как мы видим, 17 портов Черного моря имеют возможности принимать круизные суда. Из них 6 - с развитой инфраструктурой, причалами для швартовки больших лайнеров. И мы можем уже рассчитывать на них в составлении программ круизов по Черному морю.

В то же время для захода лайнеров в украинские порты есть определенные препятствия, которые весьма существенны для международных операторов.

- Для привлекательности украинских портов нужны две вещи, - акцентировал внимание вице-президент по коммерческому развитию Royal Caribbean Cruises Ltd Джон Терсек, - это развитие и улучшение инфраструктуры, возможность принимать большие лайнеры и расширение информационного поля, то есть нужна ваша информация для наших клиентов, что здесь можно увидеть, каким потенциалом обладает этот регион, чтобы о вашем уникальном культурно-историческом регионе узнало как можно больше туристов. Сегодня в Черное море заходит небольшая часть круизных лайнеров мира, причем не самых дорогих. А вам нужно сделать все, чтобы в Одессу прибывало как можно больше богатых туристов, которые тратили бы здесь деньги.

Проблемами захода в черноморский регион для круизных компаний являются недостаток в англо-, испано-, немецкоговорящих гидах, а также безопасность.

- В Средиземном море для нас пока более удобная инфраструктура, - заявил Стивен Янг, директор по портовым операциям Carnival UK, компании трансатлантических перевозок. - И в плане безопасности преимущество Средиземноморья перед черноморским регионом. Но тем не менее мы довольны нашими круизами с судозаходами в украинские порты ("Королева Елизавета", "Королева Виктория") и готовы дальше развивать эти программы.

Украинским портам нужны причалы для круизных лайнеров.

В свою очередь начальник Одесского морского торгового порта Юрий Васьков отметил, что сегодня в Украине созданы условия для развития круизного направления:

- С принятием Закона "О морских портах" Украина получила большие возможности, - подчеркнул Юрий Васьков. - У ведущих круизных операторов мира появилась реальная перспектива создания своей береговой инфраструктуры в украинских черноморских портах. Возможность закрепления на украинском круизном рынке иностранным компаниям предоставляет предусмотренная Законом концессия как одна из основных форм государственно-частного партнерства. До конца года Кабинет Министров Украины подготовит тендеры на передачу в концессию пассажирских комплексов в портах Ялта и Севастополь, благодаря чему появится возможность осуществить проекты модернизации этих портов.

- Также нужно сосредоточить внимание на строительстве новых причалов, чтобы принимать лайнеры длиной до 320 метров, те, которые могут зайти в Черное море через Босфор, - отметил начальник ОМТП. - Инфраструктура украинских портов, кроме одесского, не позволяет поставить эти суда к причалу. Именно с точки зрения длины причалов должны развиваться украинские порты.

Сегодня Стамбул принимает 400 лайнеров. Из них только 80 заходят в Черное море. И наша задача сделать так, чтобы все их маршруты были продолжены к нам. А для этого должны развиваться все порты Черноморского бассейна. Сегодня активными темпами реконструируются круизные терминалы в российском порту Сочи и болгарском Бургасе, в конце года должна начаться реконструкция терминала в грузинском Батуми, - подчеркнул Юрий Васьков.

НУЖЕН НОВЫЙ АЭРОПОРТ

Что касается Южной Пальмиры, то большая проблема развития круизного бизнеса - отсутствие современного аэропорта. Как заявила председатель Генерального агентства Украины по туризму и курортам Елена Шаповалова, на сегодняшний день правительство Украины приняло решение о начале строительства нового Одесского аэропорта. И с 2015 года Одесса сможет принимать самолеты большой вместимости.

Кроме того, Одесский морской порт ведет переговоры с мэрией насчет возможности строительства наземного метро или монорельса между морвокзалом и Приморским бульваром, чтобы облегчить туристам путь от морвокзала до исторического центра Одессы. Инициативу уже поддержал министр инфраструктуры Украины Борис Колесников.

Благодаря проведению ЕВРО-2012 в Украине значительно повысилось число визитов иностранных туристов. И не только в июне, во время проведения чемпионата Европы по футболу.

- В августе по сравнению с прошлым годом количество туристов выросло на 8 %, - отметила Елена Шаповалова. - Украина заняла второе место в топе "10 национальных брендов", которые подняли свою туристическую привлекательность. И немалую роль в этом сыграло круизное направление. Уже замечено, что люди, которые побывали в интересных городах в круизе, приезжают снова, но уже другими транспортными средствами.

В завершение Международной круизной конференции "Black Sea Cruise-2012" состоялась встреча одесских компаний с представителями операторов круизных линий, в результате которой были проведены беседы, поданы заявки и заключены договоры на разработку новых круизов и экскурсий по Черноморскому побережью.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.