Номер 37 (1381), 6.10.2017
Трагедия в детском лагере "Виктория" получила общенациональный резонанс. Одно из следствий - одномоментное резкое усиление внимания к мерам противопожарной безопасности во всех учреждениях, на предприятиях, в компаниях и т. п. И в первую очередь проверки проводятся в учебных заведениях.
Но достаточно ли этих мер, чтобы нигде больше не повторилась подобная трагедия? На эту тему размышляет Сергей Горбачев, директор Киевской школы № 148.
Гибель детей в Одессе - ужас. В десять раз больший ужас - что это произошло из-за коррупции и халатности.
Соболезнования родным и наказания виновных нужны, но никакие сочувствия и наказания не вернут три детских жизни.
Главный вопрос сейчас: что делать, чтобы не допустить подобных трагедий?
И тут у меня - очень плохие предчувствия. Поэтому, боюсь, все будет, как всегда: в ближайшие дни нас всех ожидает волна проверок, поучений, требований к руководителям школ, политических спекуляций на детских жизнях - и... все.
Пройдет неделя-две - по новым событиями трагедия в Одессе постепенно забудется, отойдет из первых позиций в новостях - и все останется так, как было.
Затем кого-то накажут, кто-то будет регулярно пиариться на трагедии - но для детей все может остаться, как и было: они будут заложниками взрослых политических игр, безответственности и коррупции.
Очень большая вероятность, что директоров школ и детсадов соберут на многочасовые ненужные совещания для "накачек": "Вы там смотрите, делайте все, как надо, заполняйте вовремя все бумажки, проводите инструктаж, проверяйте огнетушители, держите эваковыходы открытыми, инструктируйте детей, проводите тренировки...".
Не хочу никого обижать, но почему-то мне кажется, что подобные "совещания" собираются только для того, чтобы их организаторы потом могли доложить "куда надо": "Ага, видите, мы же их (то есть - нас) предупреждали".
Но вопрос в том, имеем ли мы, руководители учебных заведений, все необходимое, чтобы обезопасить детей?
Достаточно ли у нас возможностей, чтобы выполнить требования пожарных?
Это - первый вопрос, который я себе поставил после сообщения о трагедии в Одессе: а все ли мы на местах делаем, чтобы детям было безопасно?
Честный ответ: не все.
И не только потому, что что-то выполняем не так рьяно, как того требует безопасность детей. То, что можно делать на месте без дополнительного финансирования, мы делаем: проверка огнетушителей, состояния эваковыходов и подвалов, инструктажи детей и учителей, тренировки, проверка подачи воды в шланги и тому подобное.
Хотя и здесь можно делать больше. Надо больше тренировок, больше собственных регулярных проверок, больше системной работы по пожарной безопасности.
Это - мой собственный вывод.
Но есть вещи, которые от руководителей учреждений образования не зависят, потому что на выполнение многих мероприятий нужны деньги, и немалые.
Во многих школах нет пожарной сигнализации или она не работает.
Деревянные конструкции зданий не обработаны огнезащитными составами.
Вход в школу должен быть контролируемым, а вахтера у каждого выхода не поставишь - не предусмотрено бюджетом; поэтому эвакуационные выходы запираются, ибо нет дистанционно управляемых замков, чтобы обеспечить одновременное экстренное открывание. Испытания систем пожаротушения - это расход тонн воды, за которые потом будут выносить мозг.
Экспертиза состояния помещения с точки зрения пожарной безопасности также стоит денег, которые не предусмотрены ни одной сметой.
Окна (особенно - первых этажей) закрываются наглухо или закрыты решетками, чтобы хоть как-то предотвратить кражи, а чтобы переоборудовать их на экстренное открывание изнутри, также нужны немалые средства.
Вывоз огнеопасного материала, который складируется в подвалах и на чердаке, это также деньги: за транспорт надо заплатить.
Перечень может продолжить любой директор школы...
Сейчас это выглядит так: приходит проверка состояния пожарной безопасности, инспектор выдает предписания на устранение недостатков - где десятка полтора позиций. Некоторые из этих позиций мы можем выполнить самостоятельно (не там повешен огнетушитель; нет надписи на гидранте, перегорела лампочка дежурного освещения и т. п.). Но подавляющее большинство предписаний выполнить невозможно, ибо для этого нужны средства.
Не знаю, как кто, а я сразу пишу письмо в управление, где перечислены предписания пожарных, для выполнения которых требуются средства. Управление эти письма директоров складывает в отдельную папку, чтобы потом посмотреть, что же заложить в бюджет на следующий год.
Что-то делается: например, провели испытания электросетей, регулярно за счет бюджета перезаправляются огнетушители. Но большинство ресурсоемких противопожарных мероприятий не выполняется из-за отсутствия средств.
Централизованный бюджет денег на пожарную безопасность в полном объеме не дает, просить на это немалые деньги у родителей - незаконно.
Тупик?
Нет, выход есть.
Первый шаг - целевая программа местной власти "Безопасность детей". В местных бюджетах отдельной строкой в разделе "Образование" должно быть заложено финансирование мероприятий по безопасности детей. И эти деньги должны быть железобетонно защищенной статьей.
Но даже при наличии целевой программы и денег на ее выполнение это будет очень трудно сделать при нынешней системе финансирования. Пока что, имея неповоротливую систему централизованных бухгалтерий, мы не можем использовать средства так, как нужно. Одна централизованная бухгалтерия и один тендерный отдел физически не успевают обрабатывать все заявки от школ на самые нужные приобретения. Потому что нормальная жизнь школы требует много всего. Часто - в очень небольшом количестве.
Поэтому абсолютно необходим второй шаг - финансовая автономия учебных заведений.
Школа вместе с родителями сама должна решать, на какие нужды и как направить бюджетные средства. И вопрос безопасности детей здесь - абсолютный приоритет. Понятно, что целевые средства на безопасность детей должны использоваться исключительно по назначению.