Номер 35 (728), 03.09.2004

ЗАЕЗЖИЕ ДОМА И ГОСТИНИЦЫ

"Дом за домом, лавка за лавкою, строился город, – повествует Александр Дерибас в книге "Старая Одесса", – и не было надобности в нем в гостинице, потому что каждый строил в нем свой дом для себя".

Но вот, вслед за строителями города потянулись к нему чумаки с возами с запасами строительного леса, всякого товара, обозы с хлебом, с провиантом. Надо было возам разгрузиться и надо было чумакам отдохнуть, чтобы на утро, смазав колеса дегтем и салом, пуститься в далекий обратный путь. Тогда и были устроены в Одессе так называемые заезжие дома. Скрип возов, жующие волы, сладкая горилка...

Когда же, вместе со своей пшеницей, стали приезжать в Одессу и помещики из Польши, Подолии, Бессарабии и Новороссийских степей, а приезжали они со всей своей челядью в передвижных домах – огромных тарантасах, с провизией в широких внутренних карманах и с запыленными сундуками позади, – то понадобилось приготовление более комфортабельных помещений, для этих богатых людей. Такими заезжими домами для "чистой" публики служили в первые времена Одессы два подворья: Сикард на Садовой улице и Рено на углу Ланжероновской и Ришельевской, со временем ставшими гостиницами.

14 марта 1821 года вышел высочайший указ, строго регламентирующий правила содержания различных заведений (гостиниц, рестораций, трактиров, харчевен и проч.). В этом документе до мельчайших подробностей оговариваются все их функциональные особенности, ассортимент кушаний, напитков, услуг и т.п. Так, например, в гостинице мог быть лишь один стол для бильярда, в трактире – два; самые разнообразные напитки дозволялось продавать лишь в гостиницах и в ресторациях, вместе с тем здесь запрещалась реализация "простого красного вина" и прочее.

Несколько слов о порядке открытия заведений. В конце года городская дума представляла в канцелярию градоначальника список лиц, содержащих в текущем году те или иные заведения. Затем все эти лица получали специальные объявления, предписывающие заявить о желании продлить акциз. Каждому из желающих предстояло получить в городской думе аттестат о благонадежности, подписанный городским головой; аттестат сей препровождался в канцелярию градоначальника, где и выдавались свидетельства так называемым администраторам заведений. Разумеется, при благоприятном отзыве и принадлежности к городским сословиям (купцы, посадские, цеховые и т.п., а также иностранцы, постоянно проживающие в городе). Размер налога по акцизу зависел от функционального назначения заведения и его местоположения. Налог по содержанию гостиниц и рестораций составлял примерно 300 рублей.

Вместе с тем, в Одессе имелось несколько первовлассных заведений, владельцы которых облагались налогом особо. К ним относились упоминавшиеся уже гостиницы Рено и Сикара, а также коммерческое (так называемое итальянское) Casino, о котором пишет Пушкин в "Путешествии Онегина": по 800 и 600 рублей соответственно. Документ, на который ссылаемся, датируется рубежом 1823- 1824 годов. Это принципиально важно ибо до появления в Одессе М.С. Воронцова со штатом чиновников положение этих заведений в общем не отличалось от положения прочих заведений центральной части города. Соответственно и цены на товары и услуги выросли в 2,5- 3 раза. Дело в том, что гостиницы эти были вотчиной, заповедной территорией, главным образом, представителей канцелярии генерал-губернатора, подавляющее большинство которых прибыло в Одессу вместе со своим шефом. Здесь, в отелях Сикара и Рено, жили и Пушкин, и Липранди, и Вигель, и Лекс, и другие чиновники, и лица, командированные в Одессу различными государственными учреждениями.

В пушкинские 13 месяцев в Одессе было 15 гостиниц с ресторациями. Кардинально изменил положение пуск железной дороги. Растет число первоклассных гостиниц. Открывается "Одесская" гостиница на Соборной площади, "Кымская" гостиница на Сабанеевском мосту, самая фешенебельная гостиница "Северная" в Театральном переулке. Модернизируются старые гостиницы – "Ришельевская", "Санкт-Петербургская", "Франция", "Англия", "Неаполь" и др. Владельцы одесских гостиниц часто давали им географические названия (наряду с названными "Большая Московская", "Лондонская", "Парижская").

"Крымская" гостиница в доме князя Гагарина открылась в мае 1870 года: девяносто два однокомнатных и двухкомнатных номера, буфет, позже – ресторан "о трех залах", а во дворе – конюшня и каретный сарай с наемными экипажами. Достоинства новой гостиницы тотчас же были расписаны со всем красноречием провинциальной рекламы: "Помещается возле Приморского бульвара, недалеко от театра и морских купаний, в центре торговой деятельности и присутственных мест, и устроена со всеми удобствами для господ приезжающих сообразно современным требованиям".

В первые годы гостиница "Северная" именовалась на французский манер – "Отель дю Норд". "Вновь открытая гостиница "Отель дю Норд", – сообщали путеводители в начале 1870-х годов, – помещается в лучшей части города, против театра... и вблизи Приморского бульвара". Еще в начале прошлого века "Южно-русская артель официантов" арендовала "Северную", и с тех пор респектабельная гостиница пользовалась широкой известностью благодаря, как говорили, "увеселительному элементу", другими словами, фешенебельному кафешантану. Поначалу для вечерних увеселительных программ использовали старый зал гостиничного ресторана, а в 1913 году по проекту архитектора Ю. Дмитренко во дворе построили специальное здание "Северного" театра с громадным залом, просторной сценой и двадцатью восемью закрытыми ложами, соединенными галереей со старым зданием гостиницы. Позднее в помещении бывшего "Северного театра" был Клуб милиции, знаменитый ТРАМ – театр рабочей молодежи, Театр музкомедии и, наконец, Театр юного зрителя, который уже тоже покинул Театральный (Чайковский) переулок...

Однако возвратимся в конец XIX века. Готовясь к своему 100-летию, Одесса могла представить 39 гостиниц (с ресторациями).

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.