Номер 32 (1472), 29.08.2019
(Окончание. Начало в №№ 30, 31.)
Даже если вы не планируете ничего покупать, стоит заглянуть хотя бы в один магазин при местных фабриках.
Такого разнообразия вещей из кашемира, шелка и других натуральных тканей мало где найдешь. А вот цены отнюдь не африканские. Дело в том, что Маврикий имеет довольно высокий для региона уровень жизни. ВВП на душу населения превышает десять тысяч долларов. Благодаря развитию туризма этот показатель только растет.
Независимый Маврикий может позволить себе такую роскошь, как бесплатное обучение всех детей до 18 лет и бесплатную государственную медицину. Об их уровне судить не могу. Но не забывайте, что это бывшая африканская колония.
* * *
Островитяне очень уважают своего первого премьер-министра. Сивусагур Рамгулам в свое время основал Партию труда и возглавил борьбу за независимость. Когда британцы ушли, оставив угнетенным развитую инфраструктуру, современный порт, отлаженную систему управления и неплохие курорты, господин Рамгулам почти на два десятилетия стал премьер-министром. В его честь названы улицы, учреждения и главный международный аэропорт страны. Замечу, что наработки колонизаторов на Маврикии смогли не только сохранить, но и развить. В этом заслуга маврикийцев. Ибо многие другие получившие свободу свели цивилизационные усилия бывших колонизаторов на нет и погрузились во мрак...
* * *
Среди буйства здешней природы вы не найдете особо примечательных архитектурных объектов. Потому для знакомства с урбанистической составляющей Маврикия просто необходимо посетить его столицу - уже упомянутый мной Порт-Луи.
Городок, естественно, небольшой, но не без изюминки. Изначально поселение строилось по четкому плану. Все разбито на кварталы с пересекающимися под прямым углом улицами. Заблудиться здесь невозможно. Почти отовсюду виден океан или слышен шум его волн. В городке сохранились колониальные особняки ХVIII века, храмы всех религий, иногда стоящие бок о бок. На фоне исторических кварталов возвышаются современные строения из стекла, бетона и стали. Здесь есть свой небольшой Чайна-таун и построенный еще в конце XIX века довольно просторный центральный рынок, сохранивший колорит и атмосферу тропической страны. Тут многолюдно, шумно и ярко. В воздухе витают ароматы специй и экзотических фруктов. Похоже, сюда стекается все население столицы. Торгуют на рынке не только продуктами. Много текстиля и хозяйственных товаров, оригинальны вещицы из эбенового дерева, которое тонет в воде и не подвержено воздействию насекомых-короедов.
Неподалеку от рынка - улицы с более современными и модными магазинами, где больше любит приобретать обновки молодежь. В старых кварталах скромно стоят солидные здания Дома правительства и музея естественной истории. На оборудованной на месте старых складов набережной Кодан неспешно прогуливаются туристы и группки местной публики. Многие и не подозревают, что совсем рядом с ними находится музей "Голубой пенни", названный так в честь уникальной почтовой марки.
Филателисты всего мира знают, что это едва ли не самая редкая и дорогая марка, которая появилась в 1847 году благодаря нелепой ошибке. Дело было так. Жена тогдашнего губернатора придумала оригинальный способ пригласить гостей на бал. Она заказала мастеру изготовление однопенсовых и двухпенсовых марок в количестве по 500 каждой. Мастер старательно скопировал британскую марку с изображением королевы Виктории, приписав в одном углу слово "Маврикий", в другом - "почтовая служба". Вместо слов "оплаченная доставка". Так появились первые в мире колониальные марки, сразу ставшие раритетом. Большая часть из них не сохранилась. Конверт с двумя редкими марками выставлен в музее "Голубой пенни" - он был куплен в свое время за 3,3 миллиона долларов! Это главный экспонат коллекции. Еще здесь собраны вещи и документы, рассказывающие об истории и культуре острова. "Пенни" затмевает все остальное...
Вид на гавань и весь Порт-Луи открывается с верхних ярусов форта Аделаида, построенного в первой половине XIX века на высоком холме над городом.
Эту крепость начали строить французы, а закончили англичане. Цитадель расположена довольно далеко от моря и вызывает вопрос, для чего ее вообще сооружали. Оказывается, не от внешнего врага. Для англичан опасность возникла в момент отмены рабства. Французы, которых было куда больше и которые владели плантациями и рабами, готовы были восстать во имя... сохранения рабства. Но - обошлось. Пушки так и не стреляли, а крепость стоит до сих пор. Внутри нее музей крепости, несколько питейных заведений и магазинчиков, а также художественная галерея незабвенной птицы додо.
Со стен цитадели хорошо виден первый в южном полушарии ипподром Шан-де-Марс, построенный еще в 1812 году и служивший первоначально для парадов французской армии. Правда, совсем недолго. Англичане завели традицию конных скачек, которую поддерживают поныне. Благодаря этому ипподром считается вторым по возрасту конным клубом в мире.
* * *
Если я скажу, что все дни на Маврикии мы провели только в природных заповедниках да в священных местах, вы мне не поверите. Конечно, без океана не обошлось. Череда очень хороших отелей с качественным сервисом тянется вдоль всего восточного и южного берегов острова. Они утопают в зелени, и каждый имеет красивую, ухоженную территорию. С дороги здания практически не видны. Поэтому создается иллюзия, что проезжаешь по обычному дачному поселку. Но внутри вас ждет комфорт.
Когда выходите на пляж с мельчайшим белым песочком и садитесь под пальмой, испытываете непередаваемые ощущения. Вот только окунуться в океан удается не всегда. Однажды вышли в часы отлива. Долго шли по мелководью по щиколотку в воде. Пройдя с полсотни метров, просто сели на дно, и вода едва доходила нам до груди. В прилив все иначе. Уже в нескольких метрах от линии прибоя можно оказаться по плечи в океане. А если накатит волна, то и вовсе в воду не зайдешь. Такие вот причуды природы...
Когда мы ехали в аэропорт, расположенный в полусотне километров от отеля, увидели диковинную для нас картину. Группа людей в резиновых сапогах стояла посреди небольших блестящих площадок и сгребала лопатами что-то очень похожее на снег. Термометр показывал плюс 30. Что это было?
Оказывается, таким образом здесь добывают соль из... морской воды. Специальные площадки заливают водой, на солнце она испаряется, соль кристаллизуется, ее откалывают ломиками от платформ, сгребают лопатами, насыпают в мешки. Потом все это очищают, сушат - и продукт готов. И так сотни лет...
Маленький Маврикий порадовал очень цивилизованной обстановкой. Удивил своим главным аэропортом. Огромным и современным. Впрочем, чему удивляться? На далекий остров в Индийском океане проще всего добраться по воздуху. Что с удовольствием делают жители Европы, Америки и Австралии. Благо лето и солнце, фрукты и морепродукты здесь круглый год. Сезонные колебания погоды понятны разве что местным жителям. Для туристов правительство придумало такой слоган: "Так много поводов, чтобы приехать!"...
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.
Трехтомник путевых записок
Аркадия РЫБАКА
под названием
"Хорошо ли там, где нас нет?".
можно приобрести
в редакции газеты "Порто-франко"
(тел.: 649-656, 649-503, 649-668)
и во Всемирном клубе одесситов