Номер 32 (1376), 1.09.2017
Выступление известного программиста и разработчика многих интернет-проектов Петра ОБУХОВА на заседании клуба "Одесса: стратегия-2050" с докладом на тему о будущем городов мы публикуем с согласия автора с некоторыми несущественными для сути сокращениями.
Предсказывать будущее - дело неблагодарное. И если оглянуться в прошлое, можно найти массу примеров, как ошибались люди в своих прогнозах. Например, в 19-м веке самой современной технологией были паровые машины. Людям того времени казалось, что в будущем всё будет работать на паровых котлах - автомобили, корабли, пневмопочта. Этого не произошло.
В 2001 году был представлен сегвей (электрическое самобалансирующееся транспортное средство с двумя колёсами, расположенными по обе стороны от водителя, внешне напоминающее колесницу. Еще его называют "электрическим самокатом". - Прим. ред.) "Cities would be redesigned around the device and it would be even more significant than the development of personal computer" (Города будут перепроектированы вокруг этого устройства, и это будет даже более значительным, чем развитие персонального компьютера). Так сказал Стив Джобс, которому показали сегвей до официальной презентации. С тех пор прошло 16 лет. И что-то никто не спешит переделывать города под сегвей и не видны толпы народу на этой штуке.
Вообще технологии причудливым образом влияют на разные сферы жизни. Например, было совершенно очевидно, что появятся мобильные сети быстрой передачи данных (3G, потом 4G). Было очевидно, что появятся смартфоны. Я где-то даже видел очень реалистичное описание iPad-а в советском журнале за 1980 год. Но никто не представлял себе ещё 10 лет назад, что в результате появления 3G и смартфонов появятся новые службы вызова такси и как это в целом повлияет на рынок такси.
Но вернёмся к сегвею. Почему он не взлетел? Да кто в здравом уме купит эту игрушку за 7-8 тысяч долларов, когда за эти же деньги можно купить автомобиль? Главная проблема, почему они такие дорогие - цена батарей. Развитие батарей я считаю главной технологией, которая кардинально повлияет на города. Сейчас половина стоимости производства электромобиля уходит на батарею. По данным bloomberg, с каждым годом стоимость батарей будет падать, и к 2026 году в среднем произвести электромобиль будет дешевле, чем произвести машину на двигателе внутреннего сгорания (ДВС). Батареи будут дешеветь, становиться ёмче и легче. И это приведёт к волшебным результатам.
Германия может к 2030 году запретить авто с ДВС. Британия хочет в 2040 году запретить продажу машин с ДВС, а в 2050 запретить на них ездить. Как по мне, эти запреты бессмысленны. Это всё равно, что сейчас запретить производство телефонов с дисковым набором. Их и так никто не производит.
Простой вывод - в городах будут плодиться электрозарядки, а бензиновые заправки будут отмирать. У каждого кафе будет своя электрозаправка. Так же, как сейчас у каждого кафе есть бесплатный вайфай.
Всё-таки расцветут все эти сегвеи, электровелосипеды, моноколёса, электросамокаты и электроскейты. И тогда городам остро понадобятся велодорожки. То есть, дорожки для людей на транспорте, который быстрее пешехода, но медленнее автомобиля.
С каждым годом будет увеличиваться количество энергии, которая будет храниться в одном килограмме батарей. Это приведёт к появлению разных электрических летательных аппаратов. Ведь батареи будут лёгкими и будут хранить достаточно энергии для полётов. Уже сейчас мы видим всё больше дронов. Недавно я был на концерте на фестивале Atlas Weekend. Там над толпой парили три дрона. А в Одессе Потёмкинскую лестницу с гигантским флагом Украины снимали четыре дрона одновременно. Так почему бы не сделать гигантский дрон, способный перевозить людей? Уже сейчас разрабатывается множество таких проектов. Очевидно, что под такие штуки нужно будет в городах массово оборудовать вертолётные площадки. Видимо, на крышах домов, на площадях. Может быть, через лет 20 мы увидим живьём картины из фильма "5-й элемент".
Есть идеи использовать летающие дроны в службах доставки. Нынешние проекты пока что не впечатляют. Но если батареи станут лучше, то будет и это.
Кроме идей поднять трафик в небо, есть идея опустить его под землю. Элон Маск считает, что можно кардинально удешевить и ускорить строительство подземных туннелей. И тогда можно будет построить множество туннелей, чуть ли не до 30 уровней в глубину. Все машины будут ездить без пробок со скоростью 200 км/ч. Пока что неясно, получится ли это у него.
В Эстонии запустили роботов-почтальонов. Эти шестиколёсные машинки могут развозить посылки на расстоянии три километра от базы. Её роль исполняет фургон. Эстонский парламент даже принял специальный закон, разрешающий им ездить по тротуарам. Пока что их движение контролируется людьми, но потом их запустят в беспилотном режиме.
Интересный проект из США. Здесь одна сеть пиццерий создала роботов, которые готовят пиццу сами. Но интересна последняя часть - недопеченные пиццы складывают в специальный фургон. Этот фургон развозит заказы либо же просто патрулирует зоны повышенного спроса. И за четыре минуты до момента доставки включает печку. Таким образом, пицца приезжает к клиенту в свежайшем состоянии.
Тут очевиден тренд на автоматическое приготовление еды. Да, пицца это довольно простое для автоматизации блюдо. А если автоматизировать приготовление любых блюд и засунуть эту роботокухню в передвижной фургон? Это даст возможность есть блюда ресторанного уровня у себя дома, в парке, где угодно. Может, вообще рестораны трансформируются во что-то другое?
И последний очевидный тренд - беспилотные авто. По разным прогнозам, полностью автономные авто появятся от 2020 до 2025 года. Элон Маск обещает 2017-2018. Уже сейчас по Таллинну и по Лас-Вегасу ездят беспилотные маршрутки. Да, это несколько тепличные проекты.
Многие аналитики считают, что из-за появления беспилотных авто владение личными авто уменьшится. Есть и другое мнение. Если машины будут дешевле и автоматическими, то их наоборот - станет больше.
Многие прогнозируют появление беспилотных такси. Компания Тесла обещает создать свою службу такси на машинах Тесла частных владельцев. Схема такая - утром вы едете на работу на своей Тесле, а потом отправляете машину саму работать в такси и зарабатывать вам деньги. Вечером она приезжает к офису и забирает вас домой. Маск обещал запустить эту систему к концу 2017 года. Посмотрим.