Номер 31 (724), 06.08.2004

ТВОРЧЕСТВО

ПАН ПОПАНДОПУЛО И ДРУГИЕ

Образ того или иного актера в нашем зрительском восприятии бывает cвязан прежде всего с его амплуа, – реже с исполняемой им конкретной ролью...

Именно последнее как раз и относится к актеру Одесского театра музыкальной комедии имени М. Водяного заслуженному артисту Украины Николаю Завгороднему.

При одном только упоминании этого имени в памяти возникает образ адъютанта атамана националистической банды времен Гражданской войны Грициана – незабвенного Попандопуло в не менее незабвенной оперетте "Свадьба в Малиновке"...

Широченные галифе и сдвинутая набекрень фуражка с залихватски выбивающимся из-под нее чубом, болтающиеcя на ремнях маузер в деревянной кобуре, планшет и полевой бинокль... Делится награбленное добро:

— Это мне, – заговорщически воркует плутоватый вояка, – а это (испытывающе смотрит на своего приспешника Гречкосия) тоже мне !..

Зрителям давно знакомы все перипетии описываемой сцены. Но каждый раз – в любой аудитории – здесь неизменно раздаается гомерический хохот. Николай Завгородний в этой роли неподражаем. Попандопуло "выпячен" им с фарсовой броскостью и карикатурной язвительностью. Каждый штрих в образе-портрете попадает в цель.

Подобных ролей, впрочем, в творческом "портфеле" артиста уже немало. Среди них – ростовщик Бек в мюзикле А. Колкера "Игра!.. Идет игра" ("Свадьба Кречинского"), портной Мотл-Камзол в "Скрипаче на крыше" Д. Бока, провинциальный, авантюрист Цаплин в фолк-мюзикле "Слон" Н. Гроховского, герой-любовник с тридцатилетним стажем Николя в шоу-оперетте "Карнавал на Французском бульваре" и другие им подобные.

Речь зашла о персонажах буффонадных, проникновение в духовную и телесную плоть которых требует от исполнителя особого комедийного мастерства и, прямо скажем, природного дара.

Неслучайно (собщаем об этом не ради укоризны, а из cоображений позитивных, поощрительных) в школьные годы однокашники прозывали Николая клоуном – за умение рассмешить их, за пристрастие к сцене.

Поcле службы матросом на Северном военно-морском флоте, где молодой человек обрел и по сей день приметную в его облике физическую закалку и выносливость, Н. Завгородний поступил в Московский государственный институт театрального искусства и по окончании его был приглашен на работу в Одесский театр музыкальной комедии.

С той поры минуло без малого четверть века... Сыграны десятки ролей.

Просматривая их перечень, убеждаешься, что артисту оказались по плечу не только сугубо комедийные персонажи, но и образы лирических героев – Альфред в "Летучей мыши" И. Штрауса, художник Анри Бриссар в "Графе Люксембург" Ф. Легара, а также образы людей, так сказать, солидных и степенных – Карнеро в "Цыганском бароне" Штрауса, Паравичини в "Мышеловке" А. Журбина, Зупана в "Марице" И. Кальмана.

Н. Завгородний – один из наиболее часто занимаемых в спектаклях и наиболее энергичных актеров театра. Каждое появление артиста на сцене вызывает в зале оживленную и одобрительную реакцию.

Ибо зрители знают, что их ожидает острое и емкое слово, поощряющее добро и на корню сражающее зло и порок. Ожидает их и самобытная пластическая динамика актера, в которой нет так называемых "общих мест", и которая всегда индивидуальна и характерна.

Николай Завгородний – Лицедей с большой буквы, именно за это свое универсальное качество он и снискал уважение и любовь к себе со стороны поклонников музыкально-комедийного жанра.

Виктор БИРЗИН.