Номер 31 (724), 06.08.2004
ТВОРЧЕСТВО
Образ того или иного актера в нашем зрительском восприятии бывает cвязан прежде всего с его амплуа, реже с исполняемой им конкретной ролью...
Именно последнее как раз и относится к актеру Одесского театра музыкальной комедии имени М. Водяного заслуженному артисту Украины Николаю Завгороднему.
При одном только упоминании этого имени в памяти возникает образ адъютанта атамана националистической банды времен Гражданской войны Грициана незабвенного Попандопуло в не менее незабвенной оперетте "Свадьба в Малиновке"...
Широченные галифе и сдвинутая набекрень фуражка с залихватски выбивающимся из-под нее чубом, болтающиеcя на ремнях маузер в деревянной кобуре, планшет и полевой бинокль... Делится награбленное добро:
Это мне, заговорщически воркует плутоватый вояка, а это (испытывающе смотрит на своего приспешника Гречкосия) тоже мне !..
Зрителям давно знакомы все перипетии описываемой сцены. Но каждый раз в любой аудитории здесь неизменно раздаается гомерический хохот. Николай Завгородний в этой роли неподражаем. Попандопуло "выпячен" им с фарсовой броскостью и карикатурной язвительностью. Каждый штрих в образе-портрете попадает в цель.
Подобных ролей, впрочем, в творческом "портфеле" артиста уже немало. Среди них ростовщик Бек в мюзикле А. Колкера "Игра!.. Идет игра" ("Свадьба Кречинского"), портной Мотл-Камзол в "Скрипаче на крыше" Д. Бока, провинциальный, авантюрист Цаплин в фолк-мюзикле "Слон" Н. Гроховского, герой-любовник с тридцатилетним стажем Николя в шоу-оперетте "Карнавал на Французском бульваре" и другие им подобные.
Речь зашла о персонажах буффонадных, проникновение в духовную и телесную плоть которых требует от исполнителя особого комедийного мастерства и, прямо скажем, природного дара.
Неслучайно (собщаем об этом не ради укоризны, а из cоображений позитивных, поощрительных) в школьные годы однокашники прозывали Николая клоуном за умение рассмешить их, за пристрастие к сцене.
Поcле службы матросом на Северном военно-морском флоте, где молодой человек обрел и по сей день приметную в его облике физическую закалку и выносливость, Н. Завгородний поступил в Московский государственный институт театрального искусства и по окончании его был приглашен на работу в Одесский театр музыкальной комедии.
С той поры минуло без малого четверть века... Сыграны десятки ролей.
Просматривая их перечень, убеждаешься, что артисту оказались по плечу не только сугубо комедийные персонажи, но и образы лирических героев Альфред в "Летучей мыши" И. Штрауса, художник Анри Бриссар в "Графе Люксембург" Ф. Легара, а также образы людей, так сказать, солидных и степенных Карнеро в "Цыганском бароне" Штрауса, Паравичини в "Мышеловке" А. Журбина, Зупана в "Марице" И. Кальмана.
Н. Завгородний один из наиболее часто занимаемых в спектаклях и наиболее энергичных актеров театра. Каждое появление артиста на сцене вызывает в зале оживленную и одобрительную реакцию.
Ибо зрители знают, что их ожидает острое и емкое слово, поощряющее добро и на корню сражающее зло и порок. Ожидает их и самобытная пластическая динамика актера, в которой нет так называемых "общих мест", и которая всегда индивидуальна и характерна.
Николай Завгородний Лицедей с большой буквы, именно за это свое универсальное качество он и снискал уважение и любовь к себе со стороны поклонников музыкально-комедийного жанра.
Виктор БИРЗИН.