Номер 30 (877), 17.08.2007
Даниил ГРАНИН: "Когда говорят, что нужно создать гражданское общество, я спрашиваю: из кого?"
За последние 15 лет российская интеллигенция испытала на себе все прелести реформ, шокотерапии, дикого рынка и обнищала.
Продолжать работать, как прежде, в условиях нищеты было равноценно подвигу. Но подвиг - вещь штучная, он не может превратиться в многолетний процесс. Часть интеллигенции покинула Россию. С оставшейся произошли качественные изменения. Нищая интеллигенция потеряла свой авторитет в глазах большинства. А нравственные нормы в обществе как раз и устанавливают интеллигенты...
И оказалось, унизительное положение интеллигенции - это не только ее проблема. И не только проблема сохранения международного престижа России или поддержания ее обороноспособности. Благополучие интеллигенции в интересах не только самой интеллигенции, а прежде всего - в интересах народа.
В юности у меня был своего рода учебник нравственности - повесть Даниила Гранина "Зубр" о судьбе замечательного русского интеллигента, биолога Тимофеева-Ресовского. До сих пор храню тетрадку, где школьным почерком выписаны цитаты из "Зубра". Например, такая:
"Благополучный человек, он может позволить себе быть нравственным. А ты удержи свою нравственность в бедствии, ты попробуй остаться с той же отзывчивостью, жизнелюбием, как тогда, когда тебе было хорошо".
Я встретилась с писателем Даниилом ГРАНИНЫМ, чтобы поговорить об интеллигенции сегодня.
- Интеллигенции в последние годы не стало. Потому что положение таких сословий, как ученые, врачи, учителя, творческая интеллигенция, унизительно. Из-за того, что они оказались совершенно необеспеченными людьми. Даже нищими.
Они потеряли ощущение, что нужны, раз власть так с ними обращается: не нужны наука, искусство, образование, медицина. Нужна биржа, нужны банкиры, нужно телевидение, которое славит. Поэтому как сословие, которое когда-то было очень активным и заявляло о себе, как функция интеллигенция перестала существовать.
Раньше, допустим, арестовали ученого Лукирского - замечательный был физик, академик. Это самые тяжелые годы - 30-е. В его защиту выступили Иоффе, Капица, Вавилов и другие. С письмами, довольно рискованными. И они добились своего. Таких акций было довольно много. Позже выступали, например, против поворота рек. Энергично выступали. То есть интеллигенция пыталась осуществить себя и заявляла о своем мнении. Протестовала. Сейчас ничего этого нет.
- А казалось бы, сейчас свобода... Свобода выражения - и творческого, и гражданского...
- Это не свобода, это ненормальный рыночный диктат. Интеллигенция занята борьбой за выживание. Если ученый, доктор наук получает четыре с половиной тысячи рублей, он думает только о том, где ему еще заработать денег Ему не до гражданского самосознания. И поэтому, когда говорят: нужно создавать гражданское общество, я спрашиваю: "Из кого?". Из этих людей, которые вынуждены бегать: то там прочесть лекции, то здесь, - им надо семью кормить.
И дело не только в деньгах, а еще в сознании того, что мне не платят, потому что я не нужен. Власти плевать на то, будет у нас наука или не будет. Наша замечательная физика, генетика.. Мы потеряли свои позиции в мире. И это никого не интересует. А что делают те, кто за это болел? Они или уходят в бизнес, который живет совершенно по другим законам. Или уезжают за границу, где более приличные условия жизни. Или плюют на все и спиваются. То же самое с учителями. То же с медициной - если врач не начинает брать взятки или устраивать поборы, то он не может жить нормально.
Так что взаимоотношения власти и интеллигенции изменились. Раньше власть побаивалась интеллигенции. Раньше власть нуждалась в ней, чтобы создавать военную промышленность. Раньше власть в какой-то мере остерегалась международного мнения. И даже по-своему, как понимала и умела, заботилась о том, чтобы у нас были достижения - научные и творческие.
- А теперь что для нее важно?
- Не знаю. Наверное, для них важно, чтобы их переизбирали, важно, чтобы их не слишком поносили наши СМИ, прежде всего телевидение. Важно иметь в своем распоряжении банкиров, капитал которых им обеспечит успех на выборах. Вот и все.
- Недавно я получила печальный e-mail от моего 77- летнего друга, питерского ученого-зоолога: "...советую подойти к Ростральным колоннам и встать спиной к ним. Прямо - Биржа, слева - Зоологический институт РАН, справа - дом, увешанный мемориальными досками. Над входом - шикарная надпись ресторана. Чуть правее - доска в память академика Потапова. В доме некогда был прекрасный геологический музей РАН, увезенный в Москву и частично там пограбленный. Скромненько во дворе - Институт химии силикатов и некоторые другое заведения РАН. И когда новые русские собираются отвести душу: "Куда?" - "Давай к Потапу!"...
Да, большая часть интеллигенции занята выживанием. Но ведь есть другая часть - так называемая элита, у которой с деньгами все хорошо и которая могла бы выполнять гражданскую функцию.
- Во-первых, богатая интеллигенция - это странное понятие. Это совершенно нерусское понятие. Интеллигентность включает в себя понятие совести, каких-то духовных ценностей. XX век дал нам прежде всего двух человек, которые являются предметом гордости нашей интеллигенции, - это Сахаров и Лихачев. Я был знаком с ними обоими. Как жил Сахаров и как жил Лихачев? Не могу сказать - бедно, это неправильно, но очень скромно. Я думаю, это была принципиальная скромность. Они не хотели позволить себе жить богато. Потому что это неприлично. Я не хочу никого осуждать. Но считаю, что если человек использует свое богатство для того, чтобы преподносить президенту катер...
- Ничего себе - катер!
-...то он должен подумать о том, что есть более насущные вещи, которые человек должен оставить после себя или на что он должен употребить деньги. Построить больницу, приют для беспризорных ребят - без конца тут можно перечислять. Вот на Западе, при его "бездуховности", люди выступают с конкретными вещами, например, против противопехотных мин. Это конкретно. И этим можно заниматься. Для меня это более понятно, чем "создание гражданского общества".
- Должен ли интеллигент сотрудничать с властью, или все же его роль - всегда быть в оппозиции?
- Нет, я не считаю, что в любом случае надо быть в оппозиции. Есть разумные вещи, которые делает власть. В этом надо с ней сотрудничать. Когда власть хочет строить дороги - ну и слава Богу.
- Какие-то пределы - чем можно поступиться, а чем нельзя, - все же существуют?
- Человек не может жить бескомпромиссно. Мера - это совесть, понятие очень туманное, может быть, расплывчатое, но тем не менее единственное. Есть совесть обостренная, есть приглушенная.
- Вот жили два брата Вавиловы: Николай Иванович и Сергей Иванович. В 39-м Николай Иванович произнес знаменитую фразу: "Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся!". И погиб в тюрьме. А его брат Сергей Иванович в 1945-м стал президентом Академии наук и волей- неволей (по должности) участвовал в разгроме настоящей науки. Его можно осуждать? Между прочим, он перенес 9 инфарктов на ногах (при вскрытии у него на сердце обнаружили 9 рубцов)... И оба брата пытались спасти науку, оба шли на компромиссы, но у них были разные пределы...
- Это были прекрасные люди. Ни того, ни другого я бы осуждать не стал. А назовите мне нынешних министров, политиков, людей во власти, которые болеют, страдают за страну. Сейчас у нас нет героев. Нет нравственных авторитетов. Это плохо. У нас были такие, но они умерли или уходят. Был Окуджава. Был Галич. Такие журналисты, как Егор Яковлев, Бовин...
- Наш Щекочихин.
- Правильно. Были такие. Но не появляются больше. Это уходящая натура.
- Кроме того, многое, что раньше вызывало уважение, теперь дискредитировано и вызывает в лучшем случае скептическую улыбку. Свою журналистскую корочку я вообще никогда никому не показываю - могут и побить. Дипломы лучших вузов страны подделываются, докторские степени раздаются депутатам, мэрам и губернаторам. А недавно мне позвонил ученый, у которого я брала интервью: "Зачем ты написала в газете, что я академик?". "Но вы же академик!" - "Да, но это теперь стыдно. Что делает наша академия!". Зато несколько лет назад Ким Чен Ир стал почетным членом РАН.
- Общество лишилось ясного понимания, куда оно идет, чего хочет, какого будущего оно добивается, кроме экономического, - вот квартиру каждому...
- А если нет героев...
- Лихачев не был героем. И Окуджава не был героем.
- Но это вы слово "герой" употребили!
- Я плохо сказал. Не герой - пример. Потому что несчастна страна, которая должна иметь героев. Я воевал, поэтому знаю. Война не может быть выиграна героическими подвигами, войну выигрывает обыкновенный солдат. Героизм - это крайнее выражение отчаяния, невозможности. Гораздо важнее какой-то нравственный пример, нравственная жизнь.
Вот благотворительность и милосердие. Никто не хочет этим делом заниматься. Потому что это невыгодно, потому что за это не снижают налоги. Но! Милосердие и благотворительность не должны быть выгодными. Нет рекламы, нет пиара, зачем я буду на это давать деньги, думают они. А на что тебе эти деньги? А что ты оставляешь после себя в этой жизни? Вот тут мы касаемся самого главного - нравственного смысла жизни, идеи жизни. Ну хорошо, миллиард у тебя есть, и что дальше?
На Западе есть хоть и спорное, но объяснимое желание расширить свое производство, построить еще заводы, открыть еще рудник. Это увлечение своим делом. У нас же и этого нет, мы ничего не строим...
Екатерина ГЛИКМАН.
"Новая газета".
Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.