Номер 28 (973), 24.07.2009
"Сюита - музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом или программой".
(Современный толковый словарь
русского языка
Ефремовой).
ЧАСТЬ 1.
СКАНДАЛ СПОСОБСТВОВАЛ...
Гони политику в дверь, а она в окно влезет. Информация об Одесском оперном в последние месяцы больше напоминает сводки об избирательной кампании: митинги, пикеты, заявления, контрзаявления, письма "за" и "против", словом, речь идет обо всем, что угодно, только не о вечном искусстве, каковым является опера...
Нет, слова об искусстве, конечно, звучат; противники Сергея Проскурни обвиняют его в том, что он, дескать, намеревается разрушить сей храм искусства, превратив его в нечто, наподобие, пардон, борделя, "уничтожить одесскую вокальную школу", изгнав из театра лучших ее представителей, и т. д. и т. п.
Проскурня, к его чести, от митингующих и журналистов не прятался, постоянно проводил пресс- конференции и давал интервью (по количеству которых в этот период, кажется, переплюнул всех руководителей региона, вместе взятых), где терпеливо разъяснял свою позицию. Главный его аргумент состоял в том, что театр начал РАБОТАТЬ в небывалом доселе темпе. Всего за 80 дней своего правления Проскурне удалось провести уникальный "Парад дирижеров" - открытый конкурс на замещение вакантной должности главного дирижера театра, два вечера одесского контртенора Юрия Миненко (тоже новация не из последних) и подготовить новую постановку "Кармен" - фактически в молодежном составе. Она, по большому счету, и должна была дать ответ: оправданы ли новации директора, ибо в театре, как утверждал великий его знаток и практик Владимир Иванович Немирович-Данченко, нет более значимого понятия, чем УСПЕХ.
Отсюда и небывалое внимание к оперной премьере,
ажиотаж, который не припоминают даже меломаны с
полувековым стажем.
ЧАСТЬ 2.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ УСПЕШНОГО
Трудно оценивать творческую сторону, когда спектакль пал жертвой политических интриг. Но главный итог новой "Кармен" - постановка имела колоссальный резонанс. В Оперный театр пришли даже те зрители, которых сюда прежде невозможно было затащить даже на аркане. Да, мнения о спектакле - самые разные. Мало кто принимает или не принимает его с оговорками; поляризация мнений очевидна. (См. "Глас народа"). Но при этом прослеживается четкая тенденция: чем моложе зрители, тем более восторженны их отзывы. А это уже само по себе огромное достижение. Ибо, чтобы нынешние двадцатилетние по доброй воле (а не "культпоходом") пришли в наш Оперный смотреть не здание, а спектакль... Когда такое было последний раз? (И когда будет в следующий раз?)
У успеха есть еще такое весомое доказательство (которое
очень не любят учитывать "творцы", но обожают
администраторы), как кассовые сборы. Два спектакля
принесли в кассу театра более 230 тыс. грн. При этом,
заметьте, раскрученных "звезд" в этой "Кармен" нет.
Значит, люди шли именно на спектакль. Да, имеет значение
фактор скандала, но аплодировали после последнего аккорда
тем, кто пел на сцене, а не кричал на митингах.
ЧАСТЬ 3.
РОМАНСЫ И ФИНАНСЫ
Стационарный театр - это производство, о чем забывают ревнители прекрасного и святого. В силу этого театрадолжен выдавать продукцию. Специфическую, но "в плановом порядке", как на предприятии. Продукция же требует затрат и в принципе должна быть окупаемой. Тем более, в нынешних условиях, когда стоять с протянутой рукой перед Министерством культуры - занятие абсолютно бесполезное. Если и дадут - то "по мизеру". Театр ведь не сильно баловали и в советские времена (кто не верит, пусть расспросит у старых актеров об их ставках и "халтурах"), а сейчас - тем более. Надежда на всякие там "попечительские советы" - иллюзия, которой так приятно тешить слух доверчивой публики. Меценатов у нас вообще не густо, а сейчас даже тем, немногим, и самим не до жиру.
Значит, выход у театра один: работать как можно интенсивнее, выдавать как можно больше привлекательной для зрителей "продукции". (Не говоря уже о том, что чем больше у артистов работы, тем меньше у них остается времени для интриг, манифестаций, митингов и прочей чепухи). Кроме того, каждая премьера - это повод для того, чтобы обратить внимание СМИ, фактически, реклама. С этой точки зрения Проскурня, развернув "фронт работ", поступил совершенно верно. Удайся ему еще хотя бы парочку таких "прорывов", и, кто знает, может, наш Оперный и в самом деле стал бы предприятием, которое способно содержать само себя. А это значит, что мы смогли бы увидеть в своем городе настоящих "звезд" мировой оперы, а не "осетрину третьей свежести".
ЧАСТЬ 4.
ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ....
Есть такой исторический апокриф.
Когда Александр Первый после убийства своего отца, императора Павла, взошел на трон, первыми его словами были: "При мне все будет, как при бабушке" (имелась в виду Екатерина Великая).
Нет сомнения, что при новоназначенном директоре Анатолии Дуде все будет как при "бабушках" (да и при "дедушках"). Анатолий Иванович и не скрывает этого. Он клятвенно обещает хранить верность традициям, а театр называет не иначе, как "храм искусства". Вот только традиции в этом театре, к сожалению, обветшали подобно декорациям "Кармен" 1964 года издания, которая внезапно из рутинного спектакля "текущего репертуара" превратилась в некий символ "классического наследия". В таком театре экспериментам, конечно, не место.
А новая "Кармен" - спектакль "имени Сергея Проскурни" - в одесской истории наверняка останется легендой. И не исключено, что лет через 20-25 новое поколение журналистов станет разыскивать участников и свидетелей этой истории и удивляться тому, как по поводу оперного спектакля "такие шли сражения и драмы".
Александр ГАЛЯС.
Фото Леонида БЕНДЕРСКОГО.