Номер 26 (1370), 21.07.2017
Как работают пункты пропуска в условиях безвизового режима, одесские журналисты узнали, побывав в пресс-туре, организованном Миссией приграничной помощи Украине и Молдове.
Дорога на Рени стала немного больше походить на нормальную европейскую трассу, хотя лишь местами. Свернув с дороги на Вилково, мы через полчаса оказались в "украинской Венеции". Тут узнали, что Вилково экспортирует тростник в Голландию, где строят дома с крышами из него по новым технологиям.
- Раньше Вилково славилось своей рыбной промышленностью, - рассказывает экскурсовод Татьяна. - Работал рыбный завод, в канале чалилось до 30 сейнеров! Сейчас в Вилково пять рыболовецких предприятий. Рыбаки получают лицензию и квоты на вылов рыбы. С марта начинается путина, период промышленного лова сельди. И тогда идет работа. Но в то же время немало браконьеров. Поэтому одна из функций Измаильского погранотряда - защита богатств Дуная. Страдают от нарушителей и обитатели моря. В этом году пограничники из браконьерских сетей вызволили девять дельфинов.
- Кроме постоянного контроля над водным пространством Дуная, мы ежемесячно проводим рейды с румынскими коллегами, - сообщил начальник отдела пограничной службы "Вилково" Измаильского погранотряда Богдан Гуменюк. - В последнее время увеличилось количество задержаний по незаконному вылову рыбы, в основном осетровых. В Украине штраф минимальный - от 340 гривен. Но если это ценные породы рыбы, тогда заводится уголовное дело.
А вот штрафы в Румынии за браконьерство начинаются от 1500 евро. Поэтому румынским пограничникам меньше работы, так как охотникам побраконьерить придется раскошелиться. Тем не менее пограничники предпринимают все меры, чтобы рыбаки работали в законном русле. На отрезке реки, контролируемом Вилковским отделом пограничной службы, размещаются шесть мобильных понтонных постов, которые в случае необходимости выдвигаются для проведения операции.
На понтонном посту нас встречают пограничники. Среди них - Василий со служебной собакой.
- Альма пока в задержаниях не участвовала. Но себя уже хорошо показала, - рассказывает Василий. - Недавно заняла второе место на соревнованиях, так что у нее все впереди.
На посту пограничники находятся от трех до пяти дней. Потом заступает следующая смена.
- Понтонный пункт выдвигается в случае сообщения о нарушителе, - говорит Богдан. - Два года назад задерживали браконьеров, у которых в лодке обнаружили 700 кг рыбы.
Помимо того, пограничники осуществляют контроль за прохождением судов. Все транспортные средства, которые проходят по реке, фиксируются. Задерживаются те, кто без документов, кто нарушает закон.
Контроль за судами и надводной обстановкой ведет пост технического наблюдения "Вилково". Оператор - старшина Алла Кадыгроп - на мониторе видит, какое судно зашло.
- Капитан, по какому маршруту следуете? - связывается она с экипажем теплохода "Сормовский-45".
Капитан рапортует ей: "Следуем из Херсона - Украина на Карабига - Турция".
- На мониторе мы видим, что на этом участке в данный момент находятся еще три судна, - говорит Богдан Гуменюк, - катер лоцманской службы "Орлик", судно, которое осуществляет дноуглубление, и теплоход "Евгений Косяков".
Теплоход пришвартовывался к причалу морского вокзала, совершив прогулку с иностранными туристами.
- В этом сезоне количество пассажиров увеличилось втрое по сравнению с прошлым, - отмечает Руслан Девятияров, начальник таможенного поста Измаильской одесской таможни ДФС Украины, - с 2000 до 6000 человек. В том числе увеличилось и количество украинских туристов. Все это благодаря ремонту дороги Одесса - Рени, улучшению ситуации, упрощению въезда в Украину. В 2012 году был принят Таможенный кодекс, который соответствует европейским стандартам. Сегодня агент оформляет документы в таможне еще до прихода судна. Если у таможни не возникает вопросов, тогда нет надобности подниматься на борт. Мы работаем на основе системы рисков, определяем вид контроля для судна. Благодаря взаимодействию с европейскими коллегами у нас есть общая база, в которую заносятся нарушители. К ним - более строгий подход.
- Сегодня украинское таможенное законодательство максимально приближено к европейскому, - продолжает таможенник. - Мы проводим те же процедуры, что и румынские коллеги. Благодаря упрощению процедур время осмотра судна сократилось с полутора часов до 30 минут. Это сделало более привлекательными визиты в Украину европейцев. К нам едут из Польши, Германии, Финляндии, чтобы увидеть нашу природу, которая сохранилась в первозданном виде. Ведь в Румынии уже берега застроены отелями. И только у нас можно увидеть природу, не тронутую человеком.
- Особую популярность для иностранцев имеют маршруты в Дунайский биосферный заповедник, - говорит нам экскурсовод Татьяна, родом из Вилково. - Я выросла здесь. Помню, в детстве день начинался с удочки. Половим рыбку и идем домой. Потом купаемся и снова ловим рыбку.
Татьяна проводит экскурсию на каюке (старинной лодке) по ерикам - водным дорогам Вилково. С Дуная мы сворачиваем в "Собачий проход", который соединяет реки с главным белгородским каналом. Раньше его называли "Гусев". Сюда приносили гусей для дани туркам, когда территория была под турецким владычеством. После освобождения от турок липованское селение вошло в состав Российской империи. Основали его старообрядцы, которые бежали от притеснений церкви. Через века они пронесли и сохранили свою культуру и религию. Вилково долгое время было разделено на две части - православных и липован. Но теперь границы культур стерлись. Вилково в рамках европейской программы получило инвестиции на 3 млн евро для модернизации канализации, которая поможет улучшить ситуацию на Дунае.
А мы тем временем причаливаем к базе отдыха "Пеликан", откуда совершили путешествие по Вилково.
Но если Вилково - это экзотика для туристов, то Измаил и Рени, где располагаются порты, - это бизнес. Ежедневно по трассе Одесса - Рени проходят сотни грузовых машин. Мы едем к пункту пропуска "Рени - Джурджулешты", который сегодня работает в режиме на выезд. Пограничник Денис Мокан с собачкой Джиной осматривают машину. Джина недавно нашла наркотики, которые перевозил норвежский турист.
Благодаря безвизовому режиму с ЕС количество граждан, пересекающих границу, выросло на 5 %. Как сообщил начальник пограничной службы Александр Воробец, эксцессов не было.
- Около 200 граждан при пересечении границы предъявили биометрические паспорта. Для пересечения границы нужно иметь медицинскую страховку, бронь отеля, а также мы задаем вопрос о денежных средствах. На день пребывания в европейских странах нужно примерно 40 евро. Но если не хватает, все равно мы пропускаем, - заверил пограничник. - В основном через наш пункт едут на Грецию, Болгарию, Румынию. Думаем, что если будет отремонтирована дорога, поток туристов увеличится.
Свою лепту в ремонт дроги Одесса - Рени вносит и таможня.
- Благодаря участию в эксперименте, в котором задействованы Черновицкая, Ивано-Франковская, Киевская и Одесская области, мы получили возможность заработанные свыше плана деньги, потратить на дорогу, - объяснил представитель таможни Иван Голота. - За год таможней уже перечислены 1,5 миллиона гривен на ремонт трассы Одесса - Рени. Также при получении дополнительных средств 10 % можно тратить на инфраструктуру, что поможет улучшить санитарные условия.
Пункт пропуска "Рени - Джурджулешты" в дальнейшем ждут большие изменения. Румынский эксперт Лучан Подару, который с 2013 года работает в Рени, сообщил, что благодаря Миссии ЕУБАМ пограничная служба Украины сотрудничает с международными организациями. Помощь украинским и молдавским ведомствам в создании пунктов совместного контроля - одно из приоритетных направлений деятельности миссии ЕС. В этом случае молдавские и украинские ведомства будут работать в одном месте. И гражданам, и транспорту при переходе через границу необходимо останавливаться только один раз для прохождения контрольных процедур. Совместный контроль позволит существенно сократить время прохождения, облегчая пересечение границы также и бизнесу, что способствует развитию торговли.
В 2015 году пограничные и таможенные ведомства Украины и Молдовы подали проектные заявки по развитию пунктов совместного контроля "Рени - Джурджулешты" и "Кучурган - Первомайск", на приобретение оборудования для автоматизированного обмена о лицах, пересекающих границу. Проекты одобрены Флагманской инициативой по интегрированному управлению границами Восточного партнерства ЕС. Из 3,9 миллиона евро, которые ЕС выделит на выполнение проектов, 1,3 будет потрачено на улучшение инфраструктуры совместно управляемого пункта "Рени - Джурджулешты". Будет реконструировано админздание, построены весовые, дополнены полосы прохождения контроля, оборудованы рабочие места для пограничников. Работы начнутся в сентябре, как только будет решен вопрос с финансированием.
Евросоюз уже предоставил помощь в оснащении пограничных пунктов Украины оборудованием, считывающим биометрические данные. Каждое рабочее место проверяющего документы подключено к базе Интерпола. Это упростило оформление документов и уменьшило время прохождения границы. А с созданием совместного пункта пропуска гражданам нужно будет проходить контроль всего один раз. И время сократится до 10 минут, как это сейчас происходит на румынском посту.
На встрече с румынским руководством пункта пропуска нам рассказали, что поток украинцев немного увеличился. Пункт ежедневно пропускает более 7 тысяч человек. Мы также прошли контроль, чтобы пересечь молдавско-румынскую границу. Румынский пограничник попросил нас предъявить паспорт. Проверил его сканером. Затем спросил, куда мы направляемся, есть ли у нас бронь отеля и средства на поездку.
- Достаточно 100 евро на пять дней, - сообщил пограничник. Затем занес данные паспорта в базу данных, поставил печать и, вручив паспорт, пожелал "Друм бун!" (счастливой дороги!).
Кстати, на румынском сайте приграничной службы можно посмотреть время ожидания на постах. Румынский эксперт продемонстрировал, что в данный момент на пункте "Джурджулешты - Галац" время ожидания всего пять минут.
- Всего этого мы добились благодаря помощи ЕС, - сказал начальник румынского поста "Джурджулешты - Галац" комиссар-шеф Кристиан Тепшан. - Раньше пункт пропуска располагался в небольшом здании. ЕС профинансировал строительство пункта с четырьмя полосами на въезд и четырьмя на выезд, две из которых предназначены для грузового транспорта. Было построено административное здание, закуплена мебель, созданы благоприятные условия для работы таможни и пограничников.
В то же время, как считают румынские эксперты, модернизация украинского поста, который станет совместным, будет еще более прогрессивным новшеством и сможет отвечать всем стандартам Евросоюза. Работы планируется закончить к концу 2018 года.
Инна ИЩУК.