Номер 26 (1022), 9.07.2010
"Потап Урлов". Социально-семейная драма в двух актах по пьесе Александра Копкова "Царь Потап". Постановка заслуженного артиста Украины Владимира Наумцева. Сценография заслуженного художника Украины Николая Вылкуна. В главной роли - народный артист Украины Андрей Гончар. Одесский Театр юного зрителя им. Н. Островского. Сезон 2009-2010 гг.
Если вы хотите увидеть, какими были спектакли в советском театре времен "оМХАТивания" (примерно с конца 1930-х до середины 1950-х), тогда сходите на новую постановку нашего ТЮЗа. Она сделана добротно, ничего не скажешь (соцреализм создавали все-таки профессионалы), и если весь спектакль разбить на составлющие, то придраться, как говорится, не к чему.
Пьеса Александра Копкова, некогда известного, а затем репрессированного и практически забытого драматурга, хотя и "отдает нафталином", но хороша уже тем, что в ней есть где развернуться актерам. И актеры, отдадим им должное, в рамках тех задач, которые ставит перед ними режиссер, играют вполне достойно. Типажи, во всяком случае, узнаваемы - на уровне наших представлений о сельской жизни времен "проклятого царизма". Главный исполнитель - просто хорош; Андрей Гончар доказал, что смена театральной обители не сказалась на его даровании и профессионализме. Его герой, Потап Урлов, типичный "справный мужик" из того племени, кого в советские времена поименуют кулаками, и станут беспощадно коллективизировать, проще говоря, сводить на нет. Но до того времени - еще два десятилетия, а пока что Потап конфликтует со своим семейством, которому не по душе отцовское самодурство, и этот конфликт в конце концов завершится смертельным выстрелом одного из сыновей в родительское сердце.
В принципе, имея пьесу с таким сюжетом, яркого и мастеровитого исполнителя главной роли, да еще такого соратника, как многоопытный и вдумчивый сценограф Н. Вылкун, постановщик В. Наумцев мог создать трагедийное панно. Но речь о такой возможности может идти, к сожалению, только в принципе. Ибо наш ТЮЗ, переживший под водительством Владимира Пахомова в легендарные 1960-е период "бури и натиска", уже давным-давно вошел в тихую заводь.
Это в Украинском театре периодически появляются яркие спектакли. Русский постепенно выходит на СНГовский уровень, с успехом участвуя в фестивалях и проводя в городе незаурядные акции. В Музкомедии начало занимать первые позиции молодое поколение, добиваясь признания уже и на международных конкурсах. Оперный сотрясают скандалы, и хоть таким образом, но театр все же не исчезает из поля общественного интереса. И даже забытый всеми Театр кукол начал шевелиться, привлекая внимание грандиозными планами реконструкции. Лишь в ТЮЗе - "тишь, гладь и Божья благодать".
Наш земляк, а ныне известный московский режиссер Михаил Левитин вспоминает, как в одном из театров, где он должен был ставить спектакль, его предупредили, чтобы не слишком фонтанировал идеями, поскольку этот театр - "тихого реализма". Увы, но подобная характеристика как нельзя лучше подходит к тому состоянию, в котором театр подошел к своему 80-летнему юбилею. Не хотелось бы обижать другого юбиляра, но Театр юного зрителя давно нуждается в реконструкции не только здания, но и самой концепции своего существования. И внешне добротный, но безнадежно устаревший по сценическому языку спектакль "Потап Урлов", доказывает это со всей очевидностью.
Александр ГАЛЯС.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.