Номер 26 (822), 07.07.2006

ПОСТИГАЯ РИХАРДА ВАГНЕРА

Так называется книга одесского музыковеда, лауреата премии им. Паустовского Светланы Малыш, презентация которой состоялась в Доме-музее им. Рериха.

О знаменитом немецком композиторе написаны горы сочинений. Сам Р. Вагнер, превосходно владея пером, публиковал немало работ, в которых высказал свои взгляды на музыку, природу композиторского творчества, а также собственные произведения. И все-таки трудно сказать, что творчество одного из самых знаменитых композиторов ХIХ века абсолютно понятно потомкам. В СССР исследованию произведений этого автора очень мешал тот факт, что Р. Вагнер считался любимым композитором Гитлера, что неизбежно бросало тень на его личность и даже на его музыку. С. Малыш не обошла стороной спорные моменты биографии и творчества немецкого композитора. Но при этом ей счастливо удалось избежать спекуляции на подобных темах. Ибо главным в постижении Р. Вагнера для автора книги является, прежде всего, его музыка. Огромный фактический материал, собранный и проанализированный С. Малыш, делает ее исследование важным вкладом в изучение творчества знаменитого композитора. Что единодушно отмечали выступавшие на презентации – профессор В. Максименко, кандидат искусствоведения Л. Сауленко, музыковед А. Розен, преподаватель национального морского университета Л. Новокрещенова. Своеобразный подарок "героине дня" сделала артистка Е. Куклова, прочитавшая фрагмент из знаменитой "Смерти в Венеции". А Т. Рожко, представлявшая областное Управление культуры, отметила, что С. Малыш – не только превосходный педагог и исследователь, но еще и обладает талантом объединять вокруг себя любителей музыки; она возглавляет Общество им. Рахманинова, активисты которого также принимали участие в презентации. Кстати говоря, в ближайших планах этого общества – проведение цикла вечеров, посвященных тетралогии Р. Вагнера "Кольцо Нибелунгов". Эти вечера приурочены к 130-летию открытия в Байрейте театра, в котором впервые было представлено это сочинение – одно из самых грандиозных в истории мировой музыки.

А. Г.