Номер 26 (771), 08.07.2005

ХУДОЖНИКИ В СВОЁМ КОНТЕКСТЕ

Выставку, открывшуюся 4 июля в Одесском художественном музее, я бы назвала необыкновенной. Необычность ее в том, что экспозиция дает возможность заглянуть в мир художников, увидеть этот мир их собственными глазами, войти, что называется, в БЛИЖНИЙ КРУГ.

Из огромной коллекции Художественного музея (в залах экспонируется лишь ее малая часть) для традиционной ежегодной выставки из фондов выбраны портреты и автопортреты одесских художников второй половины XX века. Хотя есть работы и таких мастеров, как Е. Буковецкий, Я. Ольшанецкий, В. Синицкий, чье творчество охватило намного больший период времени.

Для многих одесситов, пришедших на вернисаж, эта выставка стала встречей с теми, кого знали, с кем общались, дружили. Я написала в прошедшем времени, так как многих авторов работ, к сожалению, уже нет. Но есть их автопортреты, раскрывающие внутренний мир художника. Автопортреты заслуженного деятеля искусств Украины А. Постеля, народного художника Украины В. Токарева, заслуженного художника Украины Г. Крижевского, А. Фрейдина... Последний из названных автопортретов – одна из самых любопытных работ, экспонирующихся на выставке.

Фрейдин изобразил себя со спины перед чистым белым холстом. Мышцы спины напряжены, как перед прыжком. Еще мгновенье и этот прыжок в работу, в творчество будет совершен.

Когда художник пишет портрет, он ищет в оригинале нечто, что позволит передать не фотографическое сходство, а суть, характер человека. Когда он пишет автопортрет, то ищет в себе то главное, что составляет его собственную личность. Он как бы задается вопросом: "Кто я? Зачем я? Куда иду?"

Не следует думать, что только автопортреты вводят посетителей в "ближний круг". На экспонируемых портретах изображены близкие авторам люди – жены, дочери, сыновья, коллеги, искусствоведы, коллекционеры...

Замечательный портрет художницы. О. Токаревой кисти А. Ацманчука. Вся семья народного художника СССР М. Божия. Портрет художника-керамиста Фудрычайло – А. Лихолета. Портрет директора Художественного музея Натальи Иосифовны Касько уже после ее ухода из жизни создала С. Крижевская.

Замечательные два портрета девочек принадлежат К. Ломыкину. Очень выразительна "Девушка в черном" А. Русина...

Но выставку следует не описывать, а смотреть. Так что остается вслед за автором известного фильма произнести: "Иди и смотри!"

Е. К.