Номер 25 (1171), 12.07.2013
Театр "На Чайной" (Карантинная, 21/1) приглашает своих завсегдатаев этим летом в русскую деревню. Новая работа коллектива в жанре "деревенский сериал" - одноактный спектакль "Аве, Мария Ивановна" по одноименной пьесе российского драматурга Дмитрия Калинина. На крохотной сцене, конечно, не уместиться ни лугам, ни лесу, ни завалинке, ни корове Дочке, ни молчаливому по причине глухоты свидетелю забав молодых деду Матвею, и даже смену времен года обозначить вроде бы проблематично. Однако директор театра и режиссер спектакля Александр Онищенко ввел дополнительного персонажа. Это Деревня (Татьяна Параскева). Она помогает героям в их нехитрых занятиях без слов и еще поет. Если на душе легко, из ее уст звучит псалом о том, как отрадно "в христианской любви жить", но трагическая ситуация вырвет из груди пронзительный аутентичный плач, каким и сегодня в деревнях голосят по покойнику, но не напоказ, как в театре, а словно по самому дорогому и близкому... А "деда Матвея" Деревня делает из любого зрителя в зале - нахлобучивает ему соломенный брыль на голову, и к нему обращаются персонажи с риторическим вопросом, не видал ли корову Дочку, а он и не слышит, заведомо впопад не ответит...
А главных действующих лиц трое. Прототипом деревенской красавицы Маши, Марии Ивановны Мазовой (Мясоедовой) была родная бабушка драматурга. Валерия Задумкина, выпускница студии при Театре "На Чайной", начинала с роли принцессы, пусть и в жанре фэнтези, со всеми вытекающими последствиями: наряд, прическа, надменная властность и даже жестокость. В роли крестьяночки девушка преобразилась: простой говорок, бедный сарафан, зато обаяние, теплота, ни дать ни взять солнышко!
Влюбленных в Машу пареньков играют Влад Костыка (Андрюха, он же Андрей Тихонович Рябов) и Филипп Азаренко (Петька, он же Петр Егорович Мазов). У соперников постоянная борьба характеров, схватки да перепалки, но злобы нет, и не зря произнесет в финале спектакля Андрюха уже с того света, где соперничество излишне: "Ить хорошо, что за меня не вышла, а то меня сразу, как токмо призвали, сразу насмерть подстрелили". Русский язык в пьесе - ну то же самое густое молоко, слушаешь с удовольствием и поражаешься, как органично актеры, одесские городские ребята, освоили свои реплики. Изящное режиссерское решение тут не соперничает с текстом драматурга (не выкинул Александр Онищенко ни слова из написанного, грех такие реплики сокращать), а вырастает из него, как из брошенного на благодатную почву (здесь - в душу) зерна.
Детище Дмитрия Калина, "Новый Арт-Театр" в Москве, выросло из детской студии, а теперь там и молодежный коллектив, существующий благодаря поддержке меценатов. Ситуация напоминает одесскую, ведь Театр "На Чайной" тоже разместился в заброшенном помещении бывшей чаеразвесочной фабрики, облагородил его, подготовил выпуск театральной студии, объединил молодых артистов официальных городских театров, выезжает на фестивали и, между прочим, удостаивается восторженных отзывов в столичной прессе. Пора и "Марию Ивановну" показать в других городах - успех точно будет!
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.