Номер 21 (714), 28.05.2004

"ОДЕССКАЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ"

19 мая во дворике Одесского Литературного музея была открыта выставка "Одесская школа сегодня" Полвека вместе. Выставляли свои работы одесские художники Александр Ануфриев, Валерий Басанец, Юрий Егоров, Виктор Маринюк, Сергей Савченко, Николай Степанов, Владимир Стрельников, Валентин Хрущ, Владимир Цюпко, Людмила Ястреб.

Этот состав художников в таком объеме и с таким качеством работ в Художественном музее еще никогда не был представлен. Искусство художников одесской группы, как ее именуют на Западе, давно покинуло рамки местного масштаба и обретает все большую известность. Выставку торжественно открывала директор Художественного музея Наталья Полищук, организатор – галерея ARTLONDON.COM LIMITЕD. На открытии выступали писатели, искусствоведы, заслуженные деятели культуры Украины, а также сами художники. Одесские ценители искусства высказывались ярко и эмоционально.

Ольга Савицкая, искусствовед: "Отличия одесской группы хорошо видны на глаз. Разговоры о ее своеобразии идут уже Бог знает какое десятилетие, но в чем, собственно, оно заключается, до сих пор не названо. Для этих мастеров художесвенные задачи, развитие пластического мотива всегда были доминирующими. Самобытен колорит, определенный особенностями свето-воздушной среды, вибрирующим золотистым воздухом Одессы. Яркости одесситы предпочитают тонкость отношений. Мирочувствие одесских живописцев жизнелюбиво. Окружающую эпическую действительность они проживают лирически, с трогательной верой в здоровое начало мира". Дмитрий Горбачев, специалист по украинскому авангарду: "Одесским художникам присуща своя традиция, ментальность. Они не задумываются о славе, деньгах, а творят необъяснимые живые материи. Одесская школа заняла заметное место на Западе, именно в западной "театрализации".

Выставочные работы очень неординарны: В. Маринюк "Образ", "Женский мотив", "Лицо"; Л. Ястреб "Мулен Руж", "Ева"; В. Басанец "Тоска", "Поцелуй"; С. Савченко "Метаморфозы", "Мотив", "В белом"; В. Цюпко "Автопортрет", "Черная фигура", а также его знаменитые коллажи. Посетители восхищались разноплановостью, необычностью, а в некоторых работах яркостью и контрастностью. Центр зала украшала скульптура Н. Степанова "Мальчик, который идет". Плеэнерный подтекст звучит в лишенных всякого этюдизма, вполне оригинальных, и ни в чем не схожих пластических формулировках В. Басанца и Л. Ястреб. Или в минималистических абстакциях В. Стрельникова. Утонченность и нежность местной среды нашли свое предельное выражение в творчестве В. Хруща, соединяющего летучую иронию и благоговейное отношение к мазку, реальной фактуре. Каким бы трансформациям не подвергалась форма, одесситы сохраняют ее целостной и недробимой. Устойчивые, ладно скроенные миры В. Цюпко, и творчество единственного среди живописцев группы скульптора Н. Степанова, первым сумевшего создать собственно одесскую скульптуру.

Содружество "Мамай" – органически сложившаяся на рубеже 60-70-х общность, компания друзей, объединенных едиными представлениями о творчестве. Многие из них существовали на правах андеграунда. Художники, близкие по духу, но не схожие по изобразительному языку. Сейчас они активно выставляются вместе и по отдельности в городе, по Украине и за рубежом. Все они мастера своего дела, где каждый обладает своей яркой индивидуальностью.

Анна ВЫХРЕСТ.