Номер 20 (1413), 15.06.2018
Недавно Министерство образования и науки обнародовало и вынесло для общественного обсуждения Концепцию развития гражданского образования в Украине.
Авторы концепции отмечают, что цель гражданского образования - формирование и развитие у граждан Украины гражданских компетенций, направленных на утверждение и защиту государственности и демократии, способности отстаивать свои права, ответственно относиться к гражданским обязанностям, брать ответственность за свою жизнь, жизнь своей громады и общества. По определению разработчиков документа задачей гражданского образования должно стать формирование гражданской, национальной и культурной идентичности, содействие развитию украинского языка, сохранению духовности и нравственности украинского народа.
В Концепции развития гражданского образования в Украине широко используется опыт стран Евросоюза, а также опыт ряда отечественных проектов и исследований. В том числе - и опыт работы швейцарско-украинского проекта "Развитие гражданских компетенций в Украине". Об этом мы беседуем с руководителем проекта, доктором педагогических наук, профессором Натальей ПРОТАСОВОЙ и менеджером проекта Валентиной ПОЛТОРАК.
- Наш проект занимается одним из направлений европейского образования - подготовка детей к жизни в условиях демократического общества. Мы работаем в Украине уже несколько лет, в том числе в Одессе и области; ваш регион присоединился к проекту уже более шести лет назад. Нынешняя фаза проекта продолжается четыре года, сейчас с нами сотрудничают восемь "пилотных" областей - Луганская, Днепропетровская, Ивано-Франковская, Полтавская, Львовская, Херсонская, Киевская и Одесская, которая, кстати, присоединилась одной из первых.
Естественно, возникает вопрос: в чем же состоит суть нашей деятельности?
В 2010 году была принята Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека.
- Поясните, пожалуйста, эти понятия?
- В Хартии Совета Европы они сформулированы следующим образом:
"Воспитание демократической гражданственности" означает воспитание, подготовку, просвещение, информацию, практику и деятельность, которые направлены благодаря передаче учащимся знаний, навыков и понимания, а также развитию их позиций и поведения на расширение их возможностей осуществлять и защищать свои демократические права и ответственность в обществе, ценить многообразие и играть активную роль в демократической жизни с целью продвижения и защиты демократии и верховенства права";
"Образование в области прав человека" означает воспитание, подготовку, просвещение, информацию, практику и деятельность, которые направлены благодаря передаче учащимся знаний, навыков и понимания, а также развитию их позиций и поведения на расширение их возможностей содействовать созданию и защите всеобщей культуры прав человека в обществе с целью продвижения и защиты прав человека и основных свобод".
Принятие Хартии отразило растущее понимание роли образования в продвижении основных ценностей Совета Европы - демократии, прав человека и верховенства права, а также в предупреждении нарушений прав человека. В более широком плане образование все больше рассматривается как механизм защиты от роста насилия, расизма, экстремизма, ксенофобии, дискриминации и нетерпимости. Также образование вносит важнейший вклад в социальную сплоченность и социальную справедливость.
Украина, как член Совета Европы, конечно же, присоединилась к Хартии и внедряет ее положения.
Это движение - образование для демократического гражданства и образование по правам человека (сокращенно ОДГОПЧ) - охватывает все страны Европы, но особенно оно важно для государств так называемой "молодой демократии". Почему молодой? Как мы знаем, Украина стала на путь демократии не так давно, и на этом пути возникает масса проблем, касающихся того, какими должны быть поколения, как нам жить всем вместе, быть равными, если мы все разные (ведь разные - не означает, что мы не равны). И вот эти проблемы решает образование для демократического гражданства и образование по правам человека.
- В чем заключается суть такого образования? В каких формах оно проходит?
- Основная идея - не просто передать учащимся, детям, взрослым определенную информацию; ее сейчас нетрудно найти в интернете, и это давно уже не является проблемой. Главное для нас - научить молодых людей действовать. А научиться этому можно лишь тогда, когда ты начинаешь заниматься реальными делами. Можно сколько угодно рассказывать о демократии и правах человека на уроках, лекциях, семинарах, но толку не будет, если демократии дети не увидят в реальной жизни - в своей школе, классе, кружке. Значит, необходимо создать соответствующие условия в классе и школе. Поэтому мы говорим о "школе действенной демократии".
Начинать учиться демократии следует со своего класса, своей семьи, своей школы. Важным элементом такого обучения является то, что мы не просто говорим о демократии, но и создаем условия для того, чтобы ребенок жил в демократической атмосфере. Да, мы хотим сделать школу демократичной, но звенит последний звонок с урока, и ребенок выходит из школы... Куда? Да куда угодно - домой, в магазин, в клуб, в сельсовет - если в этом есть необходимость. Ребенок в курсе всего, что происходит в его громаде, поскольку он является ее членом...
- То есть, школа - это подготовка к жизни?
- Школа не готовит ребенка к жизни, она вообще не должна этого делать. Потому что ребенок уже живет. И мы не "формируем нового гражданина"; если ребенок родился, он уже является гражданином. А вот как действовать в демократическом обществе - этому действительно следует учить. Поэтому мы хотим создавать демократическое общество через школу, но и за пределами школы тоже. Наша цель - развитие и поддержка взаимодействия в треугольнике: "школа - власть - общество". Мы хотим, чтобы местные власти повернулись лицом не только к проблемам школы, но и активно включились в воспитание настоящего гражданина демократической страны. Наши дети видят, как происходит предвыборная гонка в их громаде, как "сражаются" между собой кандидаты и т. п. Но сегодня дети наблюдают за тем, как происходят выборы, а завтра они уже сами будут выбирать или станут теми, кого будут выбирать. И это тоже одна из причин того, что необходимо наладить взаимодействие между школой, местной властью и обществом. Задача нашего проекта - пропаганда лучших практик.
- Как вы используете европейский опыт?
- Механическое перенесение даже самого прекрасного опыта никогда не принесет результата. Просто надо понимать, какая у нас конечная цель. Есть прекрасная финская школа, у нее есть что перенимать, но мы-то хотим воспитать гражданина демократической Украины. И национальные традиции здесь являются очень важным элементом. Например, у нас есть праздник вышиванки - это традиция, которую следует поддерживать, как и развитие украинского языка. Мы сотрудничаем со Швейцарией. Это страна с давними демократическими традициями, но мы никогда не слышали от наших швейцарских коллег, чтобы они навязывали нам свои подходы. Мы всегда находим с ними консенсус, потому что строим образование именно для Украины. Непосредственно мы перенимаем опыт Цюрихского института подготовки учителей - консультируемся с его профессурой, изучаем и стараемся использовать очень интересные подходы к обучению, повышению квалификации. У них на первом плане - практика. Если преподаватель переступает порог аудитории, то это должно быть практическое занятие, тренинг, а не лекция. Мы стремимся эти идеи взять на вооружение, чтобы преподаватели наших школ и вузов использовали их в работе с учащимися.
Мы перевели и адаптировали к условиям украинской школы пособия Совета Европы по образованию для демократического гражданства и образованию по правам человека. Над ними работали специалисты почти со всей Европы, все описанные методы и подходы были апробированы на практике, и лишь после апробации лучшие были рекомендованы педагогам. По этим пособиям учатся сейчас в Болгарии, в Сербии, во Франции, в Швейцарии, в Германии, да практически во всех европейских странах. В серии из семи книг есть пособия для начальной, средней, старшей школы. Но они некоторым образом являются универсальными, поскольку их можно использовать при преподавании любого предмета...
- И даже такого, как математика?
- Представьте себе, что не только гуманитарные, но и такие учебные предметы, как физика, математика, астрономия имеют огромный потенциал для того, чтобы на уроках говорить со школьниками о демократии. Переведенные нами пособия предназначены не для какого-то конкретного школьного предмета, это пособия для жизни. Невозможно каждого ребенка готовить к карьере великого математика или географа, есть же такие вещи, как способности, талант, но каждый ребенок должен иметь возможность овладеть жизненными компетенциями. Недаром наш проект называется "Развитие гражданских компетенций"; для того, чтобы жить в обществе, необходимо иметь соответствующие компетенции.
- Что сюда входит?
- Если вы считаете, что должен быть определенный перечень компетенций, то вы неправы. Не всем детям суждено стать выдающимися специалистами в какой-либо сфере человеческой деятельности, но все они от рождения являются гражданами и должны жить в гражданском обществе. Но, чтобы это произошло, каждый из нас должен быть способным к действию, уметь брать на себя ответственность. И ребенок должен быть способным к действию, уметь пользоваться своими правами - в своей микрогромаде. А его микрогромада - это как раз школа. Но также ребенок должен уметь действовать и в своей громаде.
Кстати говоря, в Одесской области в этом плане есть немало хороших практик. Например, школа в Усатово благодаря сотрудничеству с нашим проектом полностью изменила себя. Там убрали "Доску почета"; поскольку все дети талантливы, их нельзя равнять под одну гребенку. Там дети активно участвуют в управлении школой; конечно, они не заменяют директора или завуча, но имеют право голоса и пользуются этим...
- В любом регионе есть несколько "образцово-показательных школ"... А как добиться того, чтобы каждое учебное заведение жило по правилам демократического общества?
- Именно на это и нацелена наша работа. Мы должны стремиться создать такой климат в детском коллективе, чтобы в нем не было места неуважению друг к другу, проявлений буллинга. Мы должны культивировать идею неравнодушия. Дети уже с раннего возраста должны осознавать, что все люди - действительно разные: по религиозным, культурным традициям, политическим предпочтениям и т. п. Уже не говоря о том, что вводится инклюзивное обучение, при котором учатся вместе дети с различными физическими возможностями и потребностями. Такой традиции в нашем образовании и воспитании еще нет, но тем более надо научиться жить в таких условиях. На идеях демократического гражданства, так или иначе, построена нынешняя реформа образования в Украине. Это ведь не только децентрализация управления образованием, в первую очередь, это перенос акцента на жизнь общества, на формирование ответственного отношения маленьких граждан к своей громаде. Но и это еще не все. Гражданин воспитывается также и в семье. Некоторые родители полагают, что только школа должна заниматься воспитанием детей. Но детей воспитывает все, что их окружает, - и школа, и семья, и общество, и телевидение, и интернет - все, с чем они встречаются в жизни. Если мы хотим воспитать будущих родителей, то они должны видеть определенные отношения в семье. А то у нас твердят со всех трибун, что женщина и мужчина равны, но дети в своих семьях - и не только - часто видят совсем противоположное. Мы можем сколько угодно говорить о равенстве, но ни для кого не секрет, как часто бывает трудно устроиться на работу женщине с маленьким ребенком. Так что воспитание в семье тоже является проблемой. Поэтому школа становится центром воспитания не только детей, но и их родителей. Школа вообще становится центром демократической громады - и это действительно должно быть так, поскольку она является центром культуры, образования, примером отношения к новому гражданину.
- Если речь идет о маленьком городке и тем более селе, то там, действительно, школа - это центр и культуры, и воспитания, и многого другого. Но как добиться этого в большом городе?
- Каждая школа, даже в городе-миллионнике, расположена в определенном микрорайоне, то есть, в своей микросреде. И родители, чьи дети учатся в школе, прекрасно знают, что там происходит, и могут влиять на это. Скажем, нет в школе спортивной площадки, тогда родители собираются и решают этот вопрос. Но, поскольку сами они его решить не могут, то приходится обращаться к местной власти. Между тем не только - и не столько - родители должны идти к властям, а власть должна, образно говоря, раскрыть школам свои объятия. Мы подчеркиваем, что дети - это то будущее, которое завтра мы увидим на улице, на предприятиях, да в той же власти. Поэтому очень важным является формирование новой громады. Нам ведь кажется, что громад в городах нет, на самом деле они есть.
- Вы сами говорили, что обучение демократии - дело для Украины новое. А новое сплошь и рядом встречается "в штыки", особенно, когда речь идет о сфере образования, где едва ли не каждый чувствует себя "профессором". Плюс (в нашем регионе - так точно) на это накладывается "местный патриотизм" с его убеждением, что "Европа нам не указ". Насколько сильно вы ощущаете сопротивление в своей деятельности и как преодолеваете недоверие?
- Представьте себе, что дело обстоит как раз наоборот. Где бы мы ни были, мы чувствуем поддержку, несмотря на опасения, что люди не воспримут новое. Но наши люди понимают, что нужно что-то менять, и что без погружения в процессы образования нельзя рассчитывать на демократическое будущее.
И это мы наблюдаем не только в Одесской области, а во всех наших пилотных регионах.
Беседу вел Александр ГАЛЯС.