Номер 16 (1548), 24.06.2021
(Продолжение. Начало в №№ 11–15.)
Храмы любви
Еще меньше туристов увидели мы в городке Каджурахо, который самоуверенно называет себя вторым по посещаемости местом в Индии. На самом деле мы застали там совсем немного посетителей. С моей точки зрения — неоправданно мало. Ибо комплекс здешних храмов заслуживает внимания. Хотя бы потому, что это уникальный образец индийской архитектуры IХ–ХI веков, какой не сыщешь в других уголках страны. Правители династии Чандела в свое время соорудили 85 храмов (!), из которых 25 сохранились полностью или частично. Храмы славятся своим декором, многочисленными вырезанными из камня фигурами и сценами на фасадах. Именно эти сцены были причиной того, что сто лет назад так называемый отец нации Махатма Ганди благословил религиозных фанатиков на... разрушение храмов Каджурахо. Ганди слыл пуританином. Но был в ту пору в Индии другой авторитет мирового масштаба — писатель и мыслитель Рабиндранат Тагор. Он написал письмо Ганди, объясняя ему, что храмы Каджурахо — это часть истории и культуры, национальное сокровище, доставшееся от предков. С ним нельзя поступать под воздействием эмоций. Ганди согласился, и храмы не тронули...
Я рассказал это как предысторию нашего визита в небольшой городок, до которого нам пришлось добираться из Орчхи по немыслимо развороченным дорогам. Мы ехали в машине с полностью закрытыми окнами, но ощущали проникающие в салон неприятные запахи и частицы едкой пыли. Все вокруг было пепельно-серым. Дома, деревья, люди, бродячие псы и коровы, сохнущее на веревках белье. Мы поинтересовались у наших провожатых, в чем тут дело. Ответ был прост. В этом регионе народ зарабатывает производством цемента, гравия и других стройматериалов. Делается это в основном кустарным способом. Потому и цементная пыль висит в воздухе постоянно. Прямо под серыми навесами люди на открытом огне варят себе еду в открытых котлах. Туда, естественно, попадает цементная пыль. Но они преспокойно все это едят и пьют. Тут же гоняют босоногие дети. Вся картина удручает. Но, по словам нашего гида, тут люди могут хотя бы заработать. И такая серо-цементная действительность мелькала за окном добрую половину пути из Орчхи. В итоге на неполные две сотни километров потратили почти пять часов. До места добрались в сумерках. Осмотр храмов перенесли на утро. Но, чтобы не терять время зря, решили сходить в местный фольклорный центр и посмотреть индийские танцы. Те, кто помнит индийские фильмы, часто мелькавшие на экранах советских кинотеатров, знает, что там всегда пели и танцевали. Нам показали традиционные танцы разных народностей и регионов Индии. Чем-то они, конечно, отличались, но техника движений, музыкальные ритмы и пластика очень схожи. Для общего развития и знакомства со страной такие представления стоит посещать.
А теперь — о самих чудо-храмах.
Ранним утром мы подъехали к большому парку, обнесенному символической оградой. За вход на его территорию взимали символическую плату. Одно это отбивало желание у попрошаек и личностей без определенных занятий проникать в парк. Там царит атмосфера уюта и удивительной для Индии тишины. Хотя прямо через дорогу — все те же убогие лачуги и лавчонки, бродячие коровы, рокочущие мопеды и унылые велорикши. За оградой на ухоженном пространстве стоят храмы так называемой западной группы. Оставшиеся целыми строения той эпохи условно делят на три группы. Та, что в парке, считается самой главной, ибо здесь наиболее примечательные сооружения. Да и, по мнению историков, именно здесь находился центр древнего города.
Когда я увидел издалека храмовый ансамбль Каджурахо, тут же вспомнил уникальный величественный комплекс Ангкор в Камбодже. Между ними много общего. Знаменитые камбоджийские храмы строили в честь тех же индуистских богов и в аналогичном стиле. Только происходило это на сотню-полторы лет позже. Индийские храмы строили начиная с девятого века. Поражают техническое мастерство и точный расчет архитекторов. Каждый храм имеет свое неповторимое лицо, но все они построены по традиционным принципам индуизма и состоят, как правило, из пяти основных частей. Сначала вы видите портик, за которым обязательно находится вестибюль, потом зал для молитв, святилище богов и для удобства посетителей — круговой проход. Все эти элементы присутствуют практически в любом храме, невзирая на его размеры. Есть еще одна интересная деталь. Над каждым помещением высится своя крыша. Вместе они создают оригинальную графику. Внешние стены и устроенные на них эркеры оформлены множеством вырезанных из камня фигур. Свет внутрь помещений проникает через эркерные окна. И в мягком полумраке вы видите в молельнях и святилищах скульптурные композиции, расположенные на уровне человеческого роста. Все строения сработаны из красного песчаника без цемента и современных растворов. При этом стоят уже тысячу лет!
Если глянуть на расположенные в парке храмы, может показаться, что это единый, четко спланированный ансамбль. На самом деле строения отличаются не только нюансами стиля, но и строились при разных правителях на протяжении двух столетий. Древнейшим считают храм Чаусатх-Йогини, построенный в конце девятого века из гранита. Он стоит на высокой платформе недалеко от пруда и сохранил только часть из нескольких десятков святилищ, которые располагались по периметру большого прямоугольника.
Большинство храмов обращено входами на восток. Но вот мы стоим на дорожке между двумя строениями, глядящими друг на друга. Знатоки утверждают, что это признак общности этих объектов. Храму Вишванатха чуть больше тысячи лет. Его соорудили на месте разрушенного бассейна и посвятили Шиве в его ипостаси владыки вселенной. По планировке он повторяет ряд более ранних храмов, не доживших в сохранности до наших дней. Внутри него мы видим два ряда ниш для фигур божеств. Храм стоит на одной платформе с расположенным напротив павильоном Нанди. Здесь вас встречает огромное изваяние ездового быка Шивы почти двухметровой высоты. Нанди — это имя любимого быка, для которого и сооружен павильон. К скульптуре можно подняться по ступеням, которые идут вверх с двух сторон. С одной их охраняет пара слонов, с другой — пара львов. Сам каменный бык ведет себя мирно и охотно подставляет морду и спину для поглаживания и похлопывания.
Идем дальше. Нас привлекает расположенный в самом центре ансамбля храм Лакшмана, построенный на высокой платформе-террасе и окруженный стоящими по углам платформы четырьмя меньшими храмами. Вся эта группа создавалась в середине десятого века и посвящена трехголовому и четырехрукому воплощению Вишну. В коридоре строения стоит плита с древними надписями. Ее при раскопках нашли у основания храма. По просторной террасе разгуливают редкие посетители и давно обжившие старину обезьяны. Мы здесь гости, а они чувствуют себя хозяевами.
У большинства здешних храмов есть свои истории и легенды. Понятно, что рассказать все не успели наши гиды. Не будем делать этого и мы. Тем более, что в полуразрушенные строения мы не рисковали заходить. Упомяну единственный в этих местах храм, посвященный Сурье — богу солнца. Называется он Читрагупта. Состоит он лишь из святилища без портика и кругового прохода, чем сильно отличается от большинства подобных объектов.
Но пора переходить к тому, ради чего в Каджурахо едут европейцы и американцы, жаждущие скандальной экзотики. Тысячелетний храм Кандарья-Махадева, пожалуй, самый крупный и красивый в здешней местности. Конечно, сперва вас очаруют его стройный силуэт и богатый декор. Но, подойдя поближе, вы увидите такие сцены и фигуры, которые в нашем представлении не вяжутся с культовым местом. На стенах храма высечено порядка восьми сотен скульптур. Поражает мастерство резчиков. Здесь и всевозможные ипостаси Шивы, и его окружение, и сонмище мистических животных, и бытовые сценки, и... многочисленные эротические картинки, которые принято печатать в журналах для взрослых и рассматривать в одиночестве. А тут девушки в соблазнительных позах притягивают взоры посетителей. Но девушки — это полбеды. Тут же откровенные эпизоды плотской любви во всех возможных вариантах. Как такое могло оказаться на стенах храмов? Таким вопросом задаются туристы, и такой вопрос давно стоял перед теми, кто впервые открыл для себя древние строения и пытался изучать их историю и смысл.
Индийские танцы |
Добавлю, что сцены такого содержания высечены в камне на нескольких храмах комплекса Каджурахо. Скажем, упомянутые раньше храмы Лакшмана и Вишванатха тоже оформлены в том же духе. Ученые мужи, глубоко вникавшие в культурное наследие старых мастеров, считают, что резные фигуры в Каджурахо включают в себя как минимум пять основных категорий. Первая и главная — скульптуры богов Шивы, Вишну, Сурьи и их жен. Вторая — это божества второго ряда, всякие там нимфы и прочие. В том числе и найики — ослепительные красавицы, находившиеся в свите богов и развлекавшие всех пением, танцами, игрой на флейте. То есть присутствие женщины обозначено как обязательный атрибут жизни. Отсюда вытекает наличие фигур из третьей категории — пар, слившихся в сексуальном порыве. Тут зрителей поражает не сам факт сексуальных упражнений, а их изощренность и разнообразие, словно взятые из "Камасутры". К этой мысли вернусь чуть позже. А пока закончим с классификацией скульптур. К четвертой группе знатоки относят бытовые сцены, где резчики изобразили охотников и музыкантов, военные парады, учителей с учениками, приготовление пищи и шитье, даже самих скульпторов за работой. Пятую категорию отвели фигурам разнообразных животных.
(Продолжение следует.)
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.
Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Хорошо ли там, где нас нет?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв