Номер 15 (1112), 20.04.2012
СКАНДАЛ
"На мой взгляд: откровенная пошлятина, большего безобразия о памяти ушедшего от нас поэта трудно придумать!". Такое мнение о проекте памятника Владимиру Высоцкому перед киностудией высказал режиссер Станислав Говорухин. А ниже мы публикуем заявление по данному поводу одесских кинематографистов.
"В конце марта с. г. из сообщений СМИ стало известно о том, какой именно памятник Владимиру Высоцкому организаторы соответствующего конкурса намерены установить у входа на Одесскую киностудию. В связи с этим правление Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины уполномочено заявить следующее.
По нашему глубокому убеждению, добрая и благородная идея увековечить память о В. С. Высоцком именно на Одесской киностудии, с которой связаны лучшие дни его жизни и лучшие, любимые зрителями его экранные работы, - идея эта сколь прекрасна, столь и ответственна. В том числе и для меценатов.
К великому сожалению, на практике меценатство со временем превратилось в предвыборные акции отдельных политиков.
Устроители конкурса проектов памятника не сочли нужным сообщить нам об этом прекрасном начинании господина Маркова, считая, видно, что кинематограф в формировании личности и образа Высоцкого в массовом сознании был фактором третьестепенным. Мы узнали об этом случайно и когда попросили ввести в состав жюри кинематографистов, которые не только лично знали Высоцкого, на протяжении ряда лет трудились с ним бок о бок, снимали его в своих фильмах и умеют мыслить образами не хуже, чем, скажем, архитекторы, которых в составе жюри было предостаточно, нам было вежливо отказано: поздно, мол, дорогие товарищи...
В результате переговоров смилостивились - согласились, чтобы мы вне состава жюри создали консультативную комиссию, которая будет иметь право высказать своё мнение. Вот такое серьёзное право!
В день заседания жюри нашу комиссию пригласили в городское управление архитектуры и градостроительства, где были выставлены эскизные проекты. Консультативная комиссия внимательно осмотрела все предложенные варианты, числом семнадцать. Непросто выбирать из такого количества авторских задумок! Подошли системно: сначала отвергли явно абсурдные, вроде толстого коня с головой Высоцкого (именуемого "Кентавром") или понурого толстого питекантропа с гитарой, взбирающегося вверх по наклонной плоскости (канату), или наклонившегося, якобы идущего против ветра человека, напоминающего пьяницу перед падением в лужу. Отвергли также все фигуры с гитарами - банальнейшее сведение образа Высоцкого к гитаристу и уже использованное во многих памятниках и у нас, и за рубежом. Отвергли и памятники вычурные, суетно-многословные, вроде высокой беседки, колонны которой увиты плющом и множеством розочек, где внутри уютно устроился Высоцкий, или парящий, как распятый, Высоцкий на фоне каких-то палок и рваных тряпок. Как выяснилось потом, эта иллюстрация к песне Высоцкого "Порвали парус" и была выбрана членами жюри, которое заседало без нас, - нам просто предложили записать своё мнение и удалиться.
Кинематографисты же выбрали, на их взгляд, единственный проект, который при некоторой доработке мог бы достойно увековечить память Высоцкого возле киностудии. Это две вертикальные светлые стелы, поставленные под углом, и между ними стоит в благородно-реалистическом исполнении, в простецких джинсах и рубашке, Владимир Высоцкий. А тень от этой фигуры падает на белую плоскость в виде всем знакомого силуэта Жеглова из "Места встречи...". Вторая же стела покрыта надписями, названиями фильмов, в которых снимался Высоцкий. Покорило столь необычное, уникальное в архитектуре памятников решение, когда с помощью тени создаётся вторая ипостась человека (тень эта, конечно, навсегда изображена на стеле, а не является реальной тенью, зависящей от погоды). Здесь Высоцкий - кинематографист, поэтому стоит у киностудии. Не все граждане Одессы помнят весь песенный репертуар Высоцкого, но фильм "Место встречи изменить нельзя" помнят все, он постоянно повторяется на всех каналах телевидения. И главное - здесь Высоцкий не мученик, не жертва, как его пытаются последнее время представить. За свою недолгую жизнь он успел сняться почти в двух десятках фильмов, был востребованным и успешным театральным актёром, массовыми тиражами выходили пластинки с его песнями, выступал с огромным количеством авторских концертов, был всенародным любимцем - какая же это несчастная жертва? Короче, из всех семнадцати проектов кинематографисты отобрали проект с тенью как единственно достойный.
А жюри, где не дали возможности выступить кинематографистам, выбрало... рваные паруса! Может быть, такой выбор произошел благодаря тому, что один из авторов проекта - главный архитектор города Глазырин? Кроме всего прочего, эти рваные куски якобы паруса станут лёгкой добычей варваров - мы хорошо знаем, что сделали с памятником Вере Холодной, где безвозвратно исчезли детали, отлитые в бронзе.
Вместе с сотнями одесситов, высказавших в интернете своё отрицательное отношение к рваному парусу, и мы, кинематографисты, выражаем свой протест против создания такого памятника и установки его возле студии, где творил Владимир Высоцкий, где его не распинали на мачте, где ему не рвали его творческие паруса!
Поэтому мы призываем, пока не поздно:
Отменить решение конкурсной комиссии об итогах конкурса.
Продлить сроки конкурса и дать возможность представления на него новых проектов.
Ввести в состав оргкомитета и жюри профессиональных кинематографистов.
Добиться того, чтобы память о В. С. Высоцком была увековечена достойно этого замечательного поэта, артиста и человека.
Подготовил Константин РИТИКОВ.