Номер 14 (810), 14.04.2006

ПИАРЯТ ПО ЧЁРНОМУ

Слово "ПИАР" вошло в нашу жизнь незаметно, как болезнь, также, как вошли и другие слова, о которых наши ближайшие предки и понятия не имели. Тем более они, эти самые предки, не могли даже представить, что печатный орган может позволить себе такие заголовки статей и выражения, от которых покраснел бы даже отец Бени Крика – Мендель Крик, слывший среди биндюжников большим грубияном.

Ну что можно сказать о таком названии статьи: "Трахнуть Юлю"? Или о пассаже в этой же статье: "Она... готова им всем штабные носки стирать (носки Полошенко – Фу-у-у!)". Замена буквы "р" на "л" неприкрытый трюк, направленный на якобы неузнаваемость фамилии.

Не менее издевательски выглядит вежливое обращение на Вы с большой буквы в другом заголовке: "Ах, как Вы громко пукнули!"

Я пока воздержусь от других цитат. Их можно набрать еще не один десяток из газеты "Наше дело" (авторов я не называю, так как скорее всего эти опусы печатаются под псевдонимами), а также из ряда других изданий (например, из "Европейского времени").

Читатели уже догадались, что речь идет о черном пиаре во время предвыборной кампании.

В пресс-клубе состоялось заседание, посвященное участию СМИ в выборах. Отмечены были два момента. Первый – в основном СМИ Одессы вели себя достаточно пристойно. Можно отметить одно-два отклонения от этических норм, но не столь вопиющих, как в приведенных выше примерах.

Но такое можно сказать только об основных одесских изданиях. Что касается газет-однодневок, рождающихся во время предвыборной кампании и умирающих с ее окончанием, а также листовок, расклеиваемых по всем стенам и заборам, то к ним применима поговорка: бумага не краснеет.

Зато краснеют читатели, увидев такой абзац (в данном случае, полный): "Гурвиц сделал дороги, за...сь"! (газета "Наше дело"). В оригинальном тексте точки стыдливо заменяют не три, как у нас, а лишь одну букву, что в наше матерное время дает возможность расшифровать слово без малейших усилий. На этом фоне кажется безобидной такая фраза на ту же тему: "Гурвиц сделал дороги – и точка. Это символ веры тех, кому приятно, когда им гадят под дверь".

Но вернемся к листовкам. В них даже не пытаются казаться остроумными. Пример? "Нами правят зомби", в листовке портреты Ющенко. Или: "ЕС в Европу – Воронина в ж...". В данном случае точки в оригинале вообще отсутствуют. Особенно отличились Измаил, Белгород-Днестровский и Южный. Почти в каждой листовке прямые оскорбления. Самое забавное то, что судьи, когда к ним поступают жалобы (а поступают они не часто, то ли кандидаты не хотят связываться, то ли предпочитают формулу "САМ ДУРАК"), стараются дела закрыть, ссылаясь на то, что, скажем, выражение "ни стыда, ни совести" – это не клевета, а оценочная характеристика.

Хотя и обозвать неугодного кандидата вором – сегодня запросто. И, естественно, без всяких доказательств.

Вот текст еще одной милой антиагитки: "Федорович! Не волнуйся. Южненцы запаслись яйцами к пасхе!"

Я привожу примеры, связанные в основном с местными выборами. Парламентские гонки проходили чуть поприличнее. Хотя... достаточно было бы заголовка упомянутой статьи, связанной с именем Тимошенко.

Из обращения к Порошенко: "Слушай, ну чего ты привязался к этой дуре. Сдай ее...".

На листовки типа "Голосуй против Дубенко" можно не тратить много слов. Все ясно. И тем, кто ее прочтет, тоже. Все равно поступит по своему. Но дело осложняется, когда читаешь о том, как вести себя "в случае зачистки территории вашего населенного пункта". К этой инструкции прилагаются портреты Януковича и Путина, и рекомендуется вырезать их изображение и держать при себе в паспорте, когда в Украину придет контингент российских миротворцев.

Вот уж действительно, как сказано еще в одном издании: "Услышишь свежие новости, сам обос...!"

Достается и собратьям по перу: "Окопавшиеся в прессе и ТВ задолизы..."

Присутствующие на заседании пресс-клуба Н. Розовайкин (партия правозащитников), А. Бойко (КИУ) и юрист пресс-клуба А. Яковлев отметили, что прошлогодняя выборная кампания при всех ее нюансах не могла бы похвастаться таким количеством оскорблений, унижений чести, достоинства политиков, как нынешняя.

Было высказано мнение, что, во-первых, есть определенное несовершенство закона, благодаря чему пиар распускается махрово-черным цветом; во-вторых, не соблюдаются положения Основного Закона страны – Конституции; в-третьих, не исключается заинтересованность отдельных судей при рассмотрении исков о клевете, о защите чести и достоинства. И, что самое интересное, не существует четкой формулировки того, что считать черным пиаром. По мнению названных лиц одной из мер, направленных против разгула черного пиара, должен быть запрет на газеты-однодневки. Газета открылась, вылила ушат грязи и закрылась... И спросить не с кого.

Не секрет, что используются такие методы черного пиара, как объявления от имени неугодной партии или кандидата, порочащие ее (партию) или его (кандидата).

Например, объявление о раздаче водки или каких-то подарков тем, кто придет голосовать за данный блок или данного кандидата. Применяются и другие методы (поливание грязью самих себя таким образом, чтобы свалить на противника). Широко используются интернет-ресурсы, которые сегодня еще контролю не подлежат.

В конце приведу еще один отрывок побольше из газеты "Наше дело". В нем нет необходимости заменять слова и буквы многоточием. Но этот отрывок дает представление о стиле и лексике, употребляемых в порыве рвения черными пиарщиками:

"Жлобейший жлоб Ивченко явил удивленному миру и продолжает являть до сих пор всю комичность и глупость жлобской некомпетентной самоуверенности... На фоне жлобской математики Матвиенко даже молдавский "интеллектуал" Кинах выглядит корифеем всех наук..."

В том же "Нашем деле" бросается в глаза такая фраза (в материале, где поносится Гурвиц): "...ее гонораром можно только подтереться".

Думаю, что гонорарам, получаемым за ту грязь, в которую макают свои перья авторы цитируемых отрывков, они находят вполне достойное их размеров применение.

Елена ГРИГОРЬЕВА.