Номер 12 (957), 3.04.2009
Как гласит мудрая поговорка: "Доверяй, но проверяй". Совершая поход в магазин, можно вляпаться в неприятную историю.
Самая распространенная махинация в отечественных супермаркетах - путаница в ценниках. Мы с подругой взяли термос всего за 54 гривны, а на кассе узнали, что на самом деле покупка обойдется втрое дороже. Хаос с ценниками характерен практически для всех супермаркетов - порой реальную стоимость товара можно узнать только в момент расчета. Бороться с этим можно двумя методами: сверять цифры штрих-кода товара и ценника - они должны быть одинаковы; если же цена вообще нигде не указана, можно обратиться к кассиру, который ее должен назвать.
Второе место в списке махинаций занимает "продленка" срока годности. Ею не брезгуют даже солидные торговые сети - ведь деньги никому не хочется терять. Начинают с малого: на первый план выставляют товар, срок годности которого истечет совсем скоро. Многие покупатели даже не смотрят на дату изготовления продукта. Кроме того, есть методы освежения залежавшегося товара. Колбасу могут очищать, а затем натирать растительным маслом, чтобы блестела и выглядела более аппетитно. Мясные продукты "с душком" частенько используют в различных салатах. Залежавшиеся замороженные куры идут на гриль. Просроченные конфеты смешивают со свежими или откладывают до сезона праздников, когда их продадут в готовых подарках. Могут и вовсе удалить информацию о сроке годности товара: дату изготовления регулярно стирают на фольге тех же плавленых сырков, смывают информацию о сроках хранения и проставляют новую на упаковках молочных продуктов и на коробках с тортами.
Третью строчку в списке уловок занимают махинации с весом. Свежемороженые продукты специально замораживают до обледенения, а уже после этого расфасовывают. В результате покупатели часть денег отдают за обычную воду. Практически всегда продукты взвешивают вместе с пластиковым контейнером и пленкой. Некоторые продукты (прежде всего, фрукты и овощи) при хранении теряют вес, поэтому такой товар в супермаркетах часто фасуют сразу же по получении. Таким образом, магазин перекладывает свои убытки на потребителей: ведь, например, упаковка киви с наклейкой 1 кг через неделю может весить лишь 900 г.
Уловки продолжаются и на кассе. Если вы доверху набили свою тележку товарами, вполне вероятно, что кассир попытается приплюсовать к вашему счету покупку предыдущего клиента, добавить несколько лишних товаров или вместо трех взятых вами пачек сока пробить четыре. Защитники прав потребителей советуют обращать внимание на монитор кассового аппарата, на котором перед подсчетом суммы вашей покупки должен высвечиваться ноль, а после оплаты внимательно изучить чек.
Большие продуктовые магазины предоставляют услугу заказа товаров на дом. Она действительно очень удобна: из офиса по телефону или через Интернет можно заказать еду на вечер, чтобы не тратить драгоценное время на хождение за покупками. Но когда заказ привозят, оказывается, что картошка размером с горошину, шоколадка и маринованные грибы совсем другой марки, а киви вообще раздавленные. Иначе говоря, нередко именно таким образом супермаркеты пытаются сбыть залежавшийся или непопулярный товар.
Если с вами произошли такие неприятности, следует обратиться в торговое предприятие, где были куплены некачественные продукты. Там обязаны вернуть деньги или обменять бракованный товар на аналогичный качественный, но для этого покупатель должен предъявить чек. Если произвести замену отказываются, в книге жалоб и предложений запишите свою претензию, указав обратный адрес. Если же магазин не ответит на вашу жалобу, обращайтесь в управление по защите прав потребителей, где уже знают, как бороться с нарушителями и отстаивать ваши права. При себе нужно иметь все тот же чек, подтверждающий покупку, и паспорт.
Впрочем, в отечественных магазинах могут промышлять не только мошенничеством, но и самым настоящим вымогательством и "разводом" на деньги. Схема простая, но действенная. Охрана супермаркета договаривается с кассиром, чтобы тот как бы невзначай забыл пробить какой- нибудь товар в чеке. При большом количестве приобретенных вещей и продуктов человек вряд ли заметит это, а если даже и увидит, из жадности, скорее всего, ничего не станет говорить. Дальше покупатель с полными сумками направляется к выходу, но по дороге его останавливают охранники и просят показать содержимое пакетов. Обнаруживают, что у вас в сумках, к примеру, 5 пакетов молока, а в чеке только 4, и обвиняют в воровстве. Начинается психологический "прессинг": милицию вызовем, посадим, на работу сообщим, опозорим. Если уж вы попали в такую неприятную историю, ни в коем случае нельзя сдаваться и признавать себя виновным. Часто люди начинают упрашивать работников магазина не давать делу ход, а те милостиво соглашаются забыть об инциденте за некоторое денежное вознаграждение. Чтобы этого не случилось, нужно самому потребовать милицию и пригрозить, что будете писать заявление по поводу мошеннических действий персонала торговой точки - и последний, скорее всего, сам пожелает как можно быстрее уладить конфликт. Права охранников позволяют им только задерживать покупателя до приезда представителей правоохранительных органов, на обыск и прочие действия разрешения они не имеют.
ГЛАС НАРОДА
А вот как отзываются жители города об обслуживании в магазинах:
Татьяна:
"Сделали с мужем покупки в магазине на сумму около 200 гривен. На кассе девушка спросила, нужен ли нам кулек, кульки у них платные, и все это хамским тоном. Интересно, может ли кто-то уйти без кулька, набрав на такую сумму? Пробив весь товар и дав сдачу, она просто выдала нам чек и стала обслуживать следующего покупателя. А наши продукты грудой остались на кассе. Девушка дала нам кульки и сказала, что у них нет упаковщиков. Пока мы сами укладывали свои покупки в кульки, продукты следующего покупателя смешались с нашими. Это были сплошные нервы".
Владислав:
"В магазине приобрел продукты питания. Распаковывая продукты дома, я обнаружил отсутствие трех творожных сырков. На следующий день обратился к кассиру, который производил расчет за мои покупки. Меня отослали к дежурному охраннику, который проверил по журналу факт оставленного товара. Записи о нем не было".
Марина:
"На днях пришлось общаться с администратором супермаркета. Факт мошенничества со стороны кассира администратор представила виной самого покупателя. Не проследил, что твой оплаченный товар тебе не положили в пакет, и он остался среди вороха пакетов на кассе - сам виноват. Я уже не говорю о качестве некоторых видов товаров, особенно мясных. Надоело жульничество кассиров, хамство охраны, некомпетентность администратора".
Елена:
"Несколько дней назад в большом торговом центре купила плавленые сырки - они оказались засохшими и отвратительными на вкус. На обертке указывалось, что продукт годен к употреблению в течение 30 дней с момента изготовления, но при этом не было никаких пометок о дате выпуска! Надувательство происходит во фруктовых отделах: самые гнилые заплесневелые плоды, которые никто не купит даже на корм свиньям, там кладут в корзинки, сверху прикрывая это безобразие свежим товаром. В магазине вскрыть корзинку нельзя, поэтому подлог выявляешь уже дома".
Подготовила Инна ИЩУК.