Номер 10 (703), 12.03.2004

"ЕЗДЯТ ИЗВОЗЧИКИ ОТЛИЧНО..."

"Сойдя на берег, я ступил на мостовые Одессы... По виду Одесса точь-в-точь американский город... Мы прошлись немного, упиваясь знакомой картиной – но вот перед нами выросла церковь, пролетка с кучером на козлах, – баста! – иллюзии как не бывало... на кучере надето что-то вроде длинной нижней юбки без обручей... и экипажи тоже выглядят непривычно..." – писал Марк Твен в книге очерков "Простаки за границей".

Конная, Староконная, Новоконная площади, Конный переулок – микротопонимы Одессы. Конная улица некогда вела к Конному рынку. Одна из улиц, заселенная в прошлом ямщиками, называлась Ямской (потом была переименована в Новосельского, затем – в Островидова. Ныне она снова Новосельского). Профессия ее жителей, перевозивших почту, грузы и пассажиров, придала характерные черты примыкавшему к нему району. Вблизи Ямской выросла Кузнечная улица, где жили и работали кузнецы. Тут же находился Каретный переулок, застроенный каретных дел мастерами. Здесь все было связано в единый трудовой узел, обеспечивающий извоз.

"Одесские дрожки запряжены, по большей части, парой, но есть и в одну лошадь – это самые щегольские. Ездят извозчики отлично, и редко случается какое-либо приключение: работы им очень много..." Так отзывался об одесских извозчиках литератор М.Б. Чистяков, посетивший наш город в середине XIX века.

Из дела "Об извозчиках, промышлявших на бирже", узнаем, что в 1824 году в Одессе было 85 дрожечников, 108 бричечников, 271 повозочник и 37 биндюжников. Каждый из владельцев платил за одну единицу гужевого транспорт налог 2 рубля 50 копеек за полугодие.

Круглые сутки бесконечным потоком тянулись обозы. По булыжникам одесских мостовых цокали копыта лошадей и гремели колеса телег. Шумный портовый город не мог жить без гужевого транспорта.

У ломовиков-биндюжников были самые сильные и самые высокие тяжеловозы. Першероны, битюги спокойно и ровно тянули многопудовые платформы с колесами в рост человека. Обычно это была пара широкогрудых мощных коней с крутыми шеями, огромными копытами и мохнатыми ногами. Количество грузов, перевезенных ими, было огромно. Достаточно сказать, что одесские ломовики справлялись с перевозкой всех грузов, прибывавших в порт и на вокзал. С раннего утра до позднего вечера вертелась бесконечная карусель от вокзала в порт и обратно. Десятки тонн грузов складывались в сотни, тысячи, миллионы.

Самой низшей ступенью был наемный извозчик, который служил в "деле", состоял при извозном депо. Извозные депо были побогаче и победнее. Было, например, "депо", которое поставляло экипажи на свадьбы и похороны (вспомним у Бабеля: "Шесть лошадей, как шесть львов, две колесницы с венками... Колесница подъехала к кладбищенской синагоге... Кантор вылез из фаэтона и начал панихиду..."

Рангом повыше были "ваньки" – индивидуальный транспорт. Так сказать, такси прежних времен. Опять же у Бабеля: "Они ехали в лаковых экипажах, разодетые, как птицы колибри... Глаза их были выпучены. Одна нога отставлена к подножке, отлакированные их пролетки двигались шагом, в каждом экипаже сидел человек с букетом..."

Были извозчики, занимавшиеся этим делом из поколения в поколение. Они имели постоянных клиентов и стойкую выручку.

Выше всех по имущественному и общественному положению стояли лихачи. Кони этих самых самостоятельных людей среди извозчиков сделали бы честь любому конному заводу. Лихачей было немного. Стоили они дорого. Поскольку это был самый скоростной городской транспорт, то ходила за ними дурная слава: иной раз и убийцу от полиции умчат, и задавят – не остановятся.

Упоминавшиеся ямщики – возницы на ямских лошадях. Еще в XVI веке немецкий путешественник Герберштейн с удивлением и восхищением писал о "ямской гоньбе" в России. Его поражала скорость, с которой доставлялись письма, его приводило в изумление само учреждение почтово-пассажирской связи. В Западной Европе перевозкой почты занимались частные предприниматели, и ни о какой надежности и быстроте доставки не могло быть и речи. От ямской почты идет слово "эстафета" (по-французски "стремя"). Ямщики были освобождены от подати и воинской службы. Они жили в особых ямских слободах, им отводились большие угодья под покосы для прокормки коней (ныне Ямская улица находится в Киевском районе, перпендикулярна ей Эстафетная). Почтовый тракт был разделен на равномерные участки, каждый такой участок обслуживала почтовая станция. Здесь провожали и встречали путешественников, обменивались новостями, получали газеты, разглядывали новинки, привезенные из дальних мест. В общем, вокзал, почта, клуб и модный магазин одновременно...

Конка стала завершением конской диктатуры на транспорте, в ее полном названии уже звучало новое время: "Конная железная дорога". Запряжена конка была парой сильных лошадей. Причем запрягать их к вагону можно было с любого конца. Правил ими кучер, стоящий на площадке. Вагон был технически оснащен: справа сияло колесо тормоза, слева – медный колокол...

Кончилась история конной тяги. Собственно, если кое-где еще цокает подковами "лошадиная сила", то говорить о конях как о транспорте уже давно не приходится. А ведь совсем недавно кони были, как говорили наши знаменитые сатирики, "не роскошью, а средством передвижения".

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.