Номер 09 (905), 14.03.2008

ЧЕХОВСКИЙ "МЕДВЕДЬ" НА НОВЫЙ ЛАД

Как вам такая история: злобный директор банка перед самым Новым годом велел начальнику кредитного отдела взять пятерых злостных неплательщиков "за барки", а в случае неудачи тот будет "виноват во всем". Понятно, что утешить в такой ситуации может только фантастическое любовное приключение...

Одноактная пьеса Антона Чехова "Медведь", написанная в феврале 1888 года (то есть ровнехонько 120 лет назад), экранизировалась в СССР в 1938 году (снова восьмерка!) под тем же названием с блистательными Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской в главных ролях. Как помещица Попова, она же Андровская, восхитительно дразнила своего агрессивного гостя, вертя кулачком прямо перед его носом: "Медведь, бурбон, монстр!" А теперь эта трогательная история встречи двух одиноких душ вдохновила сценариста Татьяну Гнедаш и кинорежиссера Виллена Новака на создание современного варианта ее экранного прочтения. Рабочее название фильма, который снимается на Одесской киностудии, "К барьеру".

Грозный директор банка, которого играет знаменитый Богдан Ступка, озадачил своего подчиненного, и дело пошло. Очевидцы сцены, снимавшейся в кабинете ректора национальной юридической академии Сергея Кивалова (дорогая мебель, роскошный интерьер, иконы в золоченых окладах), утверждают, что популярный российский актер Юрий Степанов ("Жмурки", "Штрафбат", "Первый после бога") не скрывал своего восхищения от самого факта работы в кадре с нашим мэтром.

В роли горничной одного из клиентов банка снялась звезда комик-труппы "Маски" Наталья Бузько, а фронтмен той же труппы Георгий Делиев исполнил роль продавца в оружейном магазине. Для съемок группа арендовала два особняка одесских бизнесменов на 9-й станции Большого Фонтана и на берегу Хаджибейского лимана. Второй из них использовался как раз для съемок сцены в доме Поповой.

Именно в этом роскошном двухэтажном доме, знакомом зрителям (хозяин охотно пускает к себе различные съемочные группы) беседуем с исполнителем роли Григория Смирнова харизматичным артистом Юрием Степановым.

- Радует сценарий, его качество, возможность увидеть себя в этой роли, - говорит Юрий. - Восхищает сам режиссер, человек, принадлежащий к той старой школе, которую я люблю, приветствую, на данном этапе считаю единственно необходимой вообще для кинематографа - в моей правоте можно сегодня убедиться, в очередной раз просмотрев, как сейчас говорят, старое кино... Это так же ошибочно, как называть Шекспира старым драматургом. Не только ошибочно, но и глупо.

Ну и потом, при работе, присутствует подробный разбор тех или иных сцен, прекрасный партнер в лице Оли Красько - удивительный человек, талантливая актриса. Великолепные ребята из Одессы, например, Ирина Токарчук. И что особенно приятно, мы с ней "однополчане", она тоже окончила ГИТИС. Сочетаю съемки со спектаклями в Москве. Послезавтра играю в спектакле "Волки и овцы", это наш своеобразный шлягер, которому уже шестнадцать лет. Мы в студенческие годы его "собрали", и его структура оказалась настолько плотна, что до сих пор зритель не теряет интереса к работе режиссера Петра Фоменко, нашего мастера. Мне известно, что некоторые люди ходят на этот спектакль больше сорока раз. Уже приходят к нам дети первых зрителей этого спектакля. А в Одессе я, признаться, душой отдыхаю. Здесь чувствуется особый стиль, особый воздух, своеобразный юмор, своеобразный сленг. Стиль, который нужно беречь, сохранять, поскольку, если вы хотите видеть свой город непохожим на другие, штучным (а он имеет право быть таким), то следует подумать о том, чтобы не ровен час, вы не допустили сюда обыденные вещи в качестве точечных застроек, в качестве бюрократических перипетий, и так далее, и тому подобное.

Звезда фильма "Турецкий гамбит", молодая актриса Ольга Красько исполняет роль Натальи Поповой, богатой, мечтательной, взбалмошной и страстной вдовы самого последнего кредитора. Ее супруг покинул этот мир, а она согласна заплатить его долг, но "не вдруг", не так быстро, как того требует озверевший от неудач Смирнов. Интересно, что сцена похорон снималась на Таировском кладбище, а специально нанятая ворона из Одесского зоопарка зловеще каркала в нужный момент во всех дублях...

- У нас вроде бы современная история, но нет ощущения современности, - рассказывает Ольга. - И в то же время нет какого-то специального нажима на то, что мы играем чеховских героев. Просто играю в удовольствие.

- Небольшую роль вашего супруга исполняет одессит Игорь Сербин. Судя по образу, запечатленному на фотографиях, такого мужчину нелегко забыть. Легко ли было сыграть зарождение чувства к герою Юрия Степанова?

- Не знаю, когда я эти фотографии в первый раз увидела, сказала, что он не в моем вкусе... А самого артиста я впервые увидела в сцене похорон. С Юрой было легко, он изначально был мне интересен, импонировал своими актерскими способностями. Я люблю людей, у которых есть чему поучиться. Кроме того, он обаятельный, много знающий обо всем на свете мужчина. Наверное, последовательность наших взаимоотношений была такой же, как у чеховских героев.

Колоритная Сима из "Джентльмен-шоу" Ирина Токарчук стала горничной Лукиничной, которая заменяет в сюжете лакея, старичка Луку. У Чехова в финале госпожа Попова командовала Луке: "Скажи на конюшне, чтобы Тоби вовсе не давали овса". Это означало ее окончательное решение изменить свою жизнь. А как в современной версии?

- Здесь у нас вместо лошадей - шикарные машины Тоби и Великан, - рассказывает Ирина. - Зритель их увидит. "Не давать Тоби бензина!" - будет сказано. Это современный взгляд на Чехова, я очень надеюсь, что получится. Мне кажется, в чистом виде Чехов прекрасен, но и в таком пересказе будет интересно. Мне любопытна начальная история Смирнова, когда он ездит по своим кредиторам, их играют классные актеры. Мне повезло очень с партнерами - потрясающие актеры Оля Красько, Юра Степанов, совершенно еще молодой и неопытный, но прекрасный партнер Егор Крутоголов. Егора я знаю еще с тех пор, как он приезжал к нам студентом с командой КВН, а я была членом жюри, можно сказать, присутствовала при его актерском рождении. Мечтала сыграть вместе с ним, и вот мечта моя сбылась. В фильме Егор играет Степана, слугу Смирнова, с которым у моей героини наверняка возникнет что-то романтическое. Ведь после женитьбы хозяев слуги будут жить в одном доме.... Все мои партнеры - замечательные артисты. Новак - потрясающий режиссер, который так точно знает, чего он хочет. Это такая редкость, и в кино, и в театре: режиссер, который выслушает актера и объяснит, почему нужно сделать по-другому. И у меня практически ни разу не возникало желания спорить, хотя я люблю спорить. У него вся группа подобралась творческая, видимо, в Одессе все соскучились по своему кино, и работают вдохновенно. Призывать к тишине на площадке не приходится, как только звучит команда "Мотор!", все сразу же замолкают сами по себе, а это очень важно...

Остается добавить, что с новой киноверсией чеховского "Медведя" мы познакомимся через полгода, часть средств на ее производство выделило Министерство культуры и туризма Украины, часть собрала Одесская киностудия.

Виолетта СКЛЯР.

На снимках: Богдан Ступка и Виллен Новак;
Ольга Красько

Фото предоставлено пресс-службой
Одесской киностудии.