Номер 08 (1352), 10.03.2017
В статье 14 Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом четко прописано, что обе Стороны Соглашения "придают особое значение утверждению верховенства права и укреплению институтов всех уровней в сфере управления в целом и правоохранительных и судебных органов в частности.
Сотрудничество в основном будет направлено на укрепление судебной власти, повышение ее эффективности, обеспечение ее независимости и беспристрастности и борьбу с коррупцией. Сотрудничество в сфере юстиции, свободы и безопасности будет происходить на основе принципа уважения прав человека и основных свобод".
О том, как реализуются эти положення в украинской судебной системе, мы беседуем с председателем Одесского окружного административного суда Олегом ГЛУХАНЧУКОМ.
- Олег Васильевич, ваши польские коллеги утверждают, что в их стране судебные дела по искам граждан к государственным органам и органам местного самоуправления чаще всего завершаются в пользу граждан. А как обстоит дело в вашем суде?
- По данным судебной статистики, в первом полугодии 2016 года в Одесском окружном административном суде находились на рассмотрении 4812 дел и материалов. Из них были рассмотрены 3566. Так вот, 68 % исков суд удовлетворил, в удовлетворении 32 % исков отказал. При этом 77 % постановлений (то есть, более трех четвертей) вынесено в пользу физических или юридических лиц. Это свидетельствует о том, что Одесский окружной административный суд при разрешении споров в подавляющем большинстве случаев становится на сторону граждан, защищая их от произвола государственных органов.
Больше всего дел поступило по поводу налоговых споров, споров по поводу отношений публичной службы, а также обеспечения устойчивого развития населенных пунктов и землепользования. Среднемесячный показатель поступления дел и материалов на одного судью составляет 40 единиц.
Руководством создаются все условия для качественного получения посетителями судебных услуг. Прием документов суд осуществляет без обеденного перерыва, есть возможность воспользоваться услугой "Электронный суд" и получить информацию по делу в электронном виде, в суде функционирует информационный киоск, где можно легко найти сведения о деятельности суда. Также при входе в суд находится информационный центр, где работник аппарата любезно предоставит информацию, которая вас интересует. Чтобы не допустить нарушения сроков участниками производств, мы также организовали прием документов средствами электронной связи. Мы стараемся максимально облегчить доступ к правосудию и услугам суда для посетителей. Как видите, стремимся работать по европейским стандартам.
- Как влияет процесс реформирования на кадровую политику?
- Штатом Одесского окружного административного суда предусмотрены 33 должности судей, все они заняты. Однако восемь судей не осуществляют правосудие, поскольку у них закончился пятилетний срок полномочий. Парламент их бессрочное назначение так и не рассмотрел. И больше не рассмотрит, ведь с 30 сентября это уже - прерогатива Высшего совета правосудия, который не создан, поскольку отсутствует закон, регулирующий его деятельность. Судьи приходят на работу, но не рассматривают дела и не выносят решений. Увы, такова реальность.
На данный момент, в результате процессов реформирования, уже восемь судов остались без судей, еще в 120 есть только один судья. Промедление с проведением конкурса, соединенное с массовым выходом судей в отставку, может привести к полному параличу системы судоустройства.
Организационное обеспечение работы суда осуществляет аппарат. В штате суда предусмотрены 124 должности работников аппарата. На данный момент в суде есть 19 вакансий. Проблема обеспечения судебных органов профессиональными кадрами является крайне острой. Это связано с низким уровнем оплаты труда. Сегодня заработная плата работников органов судебной власти значительно ниже, чем в органах исполнительной власти. В течение года мы объявляем конкурс на должность специалиста по информационным технологиям, но до сих пор не нашли ни одного претендента. Подобная ситуация и с пресс-секретарями в судах. Молодые специалисты приходят на работу, где получают знания и опыт, а потом переходят в частные структуры, поскольку там гораздо большие заработные платы и возможности для развития.
Высокая текучесть кадров, отсутствие профессионального опыта у работников и низкий уровень материального обеспечения - это три проблемы, тормозящие качественное развитие судебных сервисов. Безусловно, мы делаем все от нас зависящее для их решения. Большое внимание обращаем на повышение профессионального уровня работников аппарата, развитие их деловых и коммуникационных качеств. В суде регулярно проводятся различные обучающие мероприятия, постоянно осуществляется поиск партнеров для их проведения.
- Судебная система в Украине не пользуется особым авторитетом у граждан. Правильно это или нет - вопрос другой, но цифры - вещь неумолимая, а опросы свидетельствуют, что абсолютно большая часть населения не доверяет судам и судьям. В этих условиях огромное значение приобретает взаимодействие судей с общественностью, средствами массовой информации. Какая работа ведется в этом направлении?
- Сотрудничество с общественностью и СМИ является одним из стратегических направлений деятельности суда, которому мы уделяем большое внимание. Первым важным шагом к налаживанию устойчивого взаимодействия суда с медиа стало введение должности пресс-секретаря суда. Лицо, ответственное за профессиональную и успешную коммуникацию со СМИ, появилось в Одесском окружном административном суде еще в июле 2013 года, задолго до того, как соответствующее решение об определении специалистов по коммуникации в судах было принято Государственной судебной администрацией Украины.
Важным достижением нашего суда стала реализация первой в Украине программы "Коммуникация судов и СМИ - путь к взаимопониманию с общественностью", которая внедрялась в партнерстве с общественной организацией "Союз юристов Одесской области" при поддержке проекта Агентства США по международному развитию (USAID) "Справедливое правосудие". В рамках программы подготовку прошли более сотни работников судов одесского региона, в том числе 38 специалистов, выполняющих обязанности пресс-секретарей. К участию в мероприятиях Проекта были приглашены авторитетные журналисты, эксперты в сфере медиа-права, психологии, этикета и PR.
Мы стремились создать прочную основу для дальнейшего эффективного и долгосрочного сотрудничества судов региона со средствами массовой информации, которая удовлетворяла бы потребности общества в получении объективных сведений о реальном состоянии судебной власти. Во многом нам это удалось. Пресс-секретари, которые прошли обучение, активно наполняют информационное пространство сведениями о деятельности судов, успешно налаживают сотрудничество со СМИ.
Информацию о деятельности суда мы распространяем через официальный веб-сайт и страницу суда в социальной сети "Фейсбук", а также путем проведения публичных мероприятий - пресс-конференций, круглых столов, семинаров, к участию в которых приглашаем журналистов и представителей общественности.
С целью определения направлений повышения эффективности работы суда мы проводим встречи и консультации с представителями гражданского общества. К примеру, представители благотворительного фонда "Право и демократия" осуществили мониторинг доступности помещения Одесского окружного административного суда для людей с особыми потребностями. В дальнейшем мы провели публичное обсуждение предложений с представителями общественных организаций, занимающихся защитой прав лиц с ограниченными физическими возможностями, и приняли меры для их реализации. Одесский окружной административный суд - единственный суд в регионе, в котором созданы специальные комнаты гигиены для лиц с инвалидностью.
Регулярные опросы посетителей и работников аппарата суда позволяют выявлять запросы общества и участки работы суда, которые нуждаются в совершенствовании. Вся деятельность суда направлена на удовлетворение потребностей граждан, поэтому мы сами делаем первые шаги для налаживания конструктивного диалога, поскольку улучшение понимания представителями СМИ и общественности миссии и задач суда, особенностей процедур будут способствовать повышению уровня доверия к отечественной Фемиде.
- Какие нововведения появились со времени проведения реформы и какие новые шаги планируется сделать в этом направлении?
- Судебная власть Украины находится в перманентном состоянии реформирования с момента обретения нашей страной независимости. Поэтому нововведения в деятельности суда касаются требований новых законодательных актов. Относительно изменений в Конституцию Украины в части правосудия, вступивших в силу в октябре этого года, - они коренным образом не повлияли на деятельность Одесского окружного административного суда. Мы продолжаем выполнять свои обязанности с учетом положений нового Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей". Все желающие могут без ограничений попасть в суд и присутствовать на открытых судебных заседаниях. Аудио- и видеозапись судебного процесса с использованием портативных видео- и аудиотехнических средств осуществляется свободно, без получения отдельного разрешения суда.
Наш суд активно сотрудничает с международными организациями и судебными учреждениями. Мы перенимаем передовой опыт и внедряем достижения в сфере правосудия в свою работу. Суд принимает участие в апробации различных процедур, выступая пилотным в рамках ряда международных проектов. Благодаря Проекту "Образование судей - для экономического развития", реализованного Канадским Агентством международного развития (CIDA), Национальным судебным институтом Канады и Офисом Уполномоченного по вопросам федеральных судебных дел Канады, с мая 2013 года посетителям Одесского окружного административного суда была доступна процедура досудебного урегулирования споров с участием судьи. Стороны процесса имели возможность решить свой спор путем переговоров, которые координировал судья. Обобщенные результаты применения процедуры в пилотных судах стали основой предложенных изменений в Кодекс административного судопроизводства Украины. Сейчас мы ожидаем законодательного закрепления процедуры досудебного урегулирования споров.
Недавно в суде стартовал новый проект поддержки судебной реформы, который будет реализовываться Национальным судейским институтом Канады и министерством уполномоченного по вопросам федеральных судей Канады. Цель проекта - содействие независимости судов для восстановления доверия общественности к судебной власти.
Кроме того, суд активно взаимодействует в рамках различных проектов Агентства США по международному развитию (USAID). В частности, при поддержке Проекта "Справедливое правосудие" была реализована уже упомянутая программа подготовки пресс-секретарей судов; председатель суда и руководитель аппарата суда стали выпускниками учебной программы судебного администрирования; в пределах Системы оценки работы суда регулярно проводятся исследования качества работы Одесского окружного административного суда по методологии карточек гражданской отчетности. Наш суд был участником проекта Европейской Комиссии Twinning "Повышение эффективности и качества управления административных судов в Украине", который реализовывался Государственным Советом Франции, Верховным административным судом Литвы и Администрацией национальных судов Швеции.
Значительное внимание руководство суда уделяет международным учебным программам. В частности, судьи и работники аппарата повышают свою осведомленность в рамках Проекта "Обеспечение соблюдения прав человека при осуществлении правосудия", который внедряется Координатором проектов ОБСЕ в Украине.
Одесский окружной административный суд готов к сотрудничеству и налаживанию партнерства с институтами гражданского общества, средствами массовой информации и правительственными организациями в Украине и за ее пределами. Главное, чтобы такая деятельность способствовала реализации прав и свобод граждан, обеспечению соблюдения принципов верховенства права и демократического развития украинского общества.
Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.
Эта статья подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза
(ec.europa.eu/europeaid)
Содержание данной публикации является исключительной ответственностью авторов и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.