Номер 08 (753), 04.03.2005

ЭКРАННЫЕ ПОРТРЕТЫ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

4. БОГИНЯ – СТРАННАЯ И ПРЕКРАСНАЯ

Ее называют странной и прекрасной, изысканной и претенциозной, роковой и манерной.

От пресс-конференции, которую Рената Литвинова давала на МКФ "МОЛОДОСТЬ-XXXIV", ждали чего-то скандального. Но, против ожиданий, Богиня выглядела тихой скромницей, доброжелательно отнесшейся к окружающей ее журналистской братии (и сестрии). Правда, на вопрос, как складываются ее отношения с журналистами, Рената, поежившись, пожаловалась:

—  Ой, журналисты порой такое пишут. Особенно если это какая-нибудь толстая журналистка. Почему-то жирные журналистки меня не любят, такие гадости могут сочинить. Я теперь, если узнаю, что меня собирается интервьюировать журналистка, интересуюсь ее комплекцией.

Не сдержавшись ваш корреспондент задает Литвиновой вопрос:

—  Какой же вес вы считаете критическим?

Ответ Литвиновой тонет в общем хохоте.

Рената Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве, в семье врачей. После школы поступила во ВГИК, но не на актерский факультет, как можно было ожидать при ее красоте и способностях, а на сценарный. Окончила ВГИК в 1989 году и дебютировала как режиссер документальным фильмом о звездах советского экрана Т. Окуневской, В. Васильевой, Т. Самойловой и боготворимой ею Нонне Мордюковой. За эту ленту, названную ею "Нет смерти для меня", Литвинова получила "Лавровую ветвь" в номинации "Лучший документальный фильм".

Как сценарист Литвинова получила известность после фильма "Нелюбовь". Блистательная лента В. Тодоровского "Страна глухих" также поставлена по повести Р. Литвиновой.

Ипостасей сценариста, режиссера и писателя оказалось для Литвиновой мало. Она выступает и как талантливая актриса. Ее актерский дебют – это роль в картине "Две стрелы". Своеобразное актерское дарование Литвиновой привлекает внимание такого крупного и неординарного Мастера, как Кира Муратова. Режиссер предлагает Литвиновой в фильме "Увлечения" роль героини, чьей основной чертой характера стала любовь к смерти. Судя по монологам героини, написанным самой Литвиновой, актриса и сама проявляет к смерти, мягко говоря, необычный интерес. Один из этих монологов начинается словами: "Морг – это хорошо, прохладно". Из дальнейшего читатель увидит, что на пресс-коноеренции вопрос об отношении Богини к смерти поднимался не раз.

Забавно, но в последнем фильме Муратовой "Настройщик" есть эпизод, в котором перед испуганной старой женщиной сама Литвинова, как символ смерти, предстает с косой в руках.

Из известных киноролей актрисы следует отметить роль в картине "Небо". Самолет. Девушка". Сценарий к фильму, являющемуся римейком известной в прошлом ленты "104 страницы про любовь" (с Дорониной) написан самой Литвиновой.

Во всех трех ипостасях: режиссера, сценариста и актрисы Рената Литвинова выступила в фильме "Богиня", вышедшем на экраны в 2004 г. В том же году она снялась в уже упомянутой киноленте К. Муратовой "Настройщик", в которой ей пришлось "противостоять" таким мощным актрисам, как Алла Демидова и Нина Русланова.

Итак, уже достаточно сказано о героичне этого материала и можно приступать к вопросам и ответам, призванным окончательно дополнить ее портрет.

—  Не сложно ли женщине быть режиссером?

—  Не легко. Почему-то женщину-режиссера воспринимают агрессивно. Но к счастью, на съемках "Богини" у нас сложился коллектив.

—  Как режиссер, вы чувствуете себя Богиней?

—  Если я себя в жизни и работе начну чувствовать Богиней, мессионером, то мне – кранты. Никакой миссии у меня нет. Извините. Но я всегда в своих фильмах буду протестовать против зла.

—  В какой из трех ипостасей вы чувствуете себя комфортней?

—  Во всех одинаково. Сложно только с деньгами... Продюсерские хлопоты...

—  Значит, вы предпочитаете ставить фильмы по своим сценариям и играть в них роли. Но как совмещать актера и режиссера на одной съемочной площадке?

—  Хороших сценариев сейчас почти нет. Я сценарист, так что я, естественно, предпочитаю самой писать сценарии к своим фильмам. А что касается второй части вопроса, то должна сказать, что мне, как режиссеру, с собой – актрисой очень комфортно. Я не устраиваю истерик, не опаздываю, не плачу и не убегаю с площадки, знаю текст (ненавижу актеров, которые забывают текст).

—  Каково сниматься у других режиссеров? Как вы выбираете роль?

—  Я работаю только с интересными режиссерами. У Киры Муратовой я готова играть любую роль. Муратова – круче всех молодых. Такая энергия в фильме "Настройщик"! На фестивале в Венеции 5 минут не смолкали овации.

—  Вы снялись в Фильме "Вишневый сад"?

—  Нет, я сыграла роль Раневской во МХАТе.

—  Вам понравилось работать в театре?

—  Ой, нет. Один грим чего стоит. Я даже кричала, когда меня гримировали. И вообще, я хочу сама снимать кино.

—  Как вы работаете над ролью?

—  Прежде всего, нужно выучить роль. Повторяю: ненавижу актеров, не знающих своей роли. Потом начинаю роль озвучивать. Иду от глубины, не люблю наигранности, игры наотмашь, на разрыв аорты. Для меня представляется гениальной игра изумительной Нонны Мордюковой.

—  Вам нравится, как другие актрисы воплощают ваши идеи?

—  Не всегда, но иногда я прихожу просто в восторг.

—  Не жалко отдавать свои сценарии в чужие руки?

—  Я отдаю их только хорошим режиссерам.

—  Как вы отнеситесь к сериалам, в частности к "Границе"?

—  В принципе к сериалам отношусь отрицательно. Но есть исключения – та же "Граница". К этой ленте я отношусь хорошо, хотя, когда я увидела свои эпизоды, то мне стало просто плохо.

—  Какой прокат вашей "Богине" вы предрекаете?

—  Прокат будет по всей Украине, хотя 7 копий – это мало.

—  Как вы относитесь к пиару?

—  Реклама нужна. Это вынужденная акция.

—  Вы довольны своим зрителем?

—  Довольна.

—  Как вы защищаетесь от агрессии?

—  Я не часто ее ощущаю. А вообще – стараюсь уйти.

—  Хватает ли вам любви?

—  А кому ее хватает?! Даже самые любящие сердца хотят еще больше любви.

—  Мешает ли работа вашей личной жизни?

—  Мешает. Поездки, съемки... А вообще – любовь, как медуза, распадается на солнце. Она обжигается земными лучами. И есть во мне печаль по этому поводу. Но еще страшнее – отсутствие любви. Человек без любви – он дурной, я даже не знаю, как с ним разговаривать. С такими людьми даже сражаться невозможно.

—  Как вы относитесь к смерти? Мыслей о ней в ваших фильмах достаточно много.

—  Молодые люди смерти не боятся. И мне хотелось бы не терять это качество. Я не драматизирую смерть. Все мои мертвые для меня – живые. Любовь и смерть неразрывны.

—  Не боитесь ли вы обвинения в суицидальных настроениях?

—  Почему так много вопросов о смерти? Поговорим о чем-нибудь другом.

—  Кто и какие из мужчин-режиссеров вам нравятся?

—  Мне нравятся мужественные мужчины и профессиональные профессионалы.

—  Как вы относитесь к однополой любви?

—  Я не Бог. Не суди, да не судим будешь. Кто из нас без греха? Меня могут очаровывать самые разные люди, независимо от пола, если они талантливы. Но это не значит, что я стану заводить с ними какие-то близкие контакты.

—  Используете ли вы в своих фильмах образы, навеянные воспоминаниями детства?

—  Мне кажется, мы все покалечены детством. Все самые страшные травмы наносятся детством. Дети беззащитны, они не умеют защищаться. С возрастом начинаешь учиться многое воспринимать правильно.

—  Где вы чувствуете себя комфортно?

—  Везде, кроме Москвы. Мне хочется просто взять и взорвать все эти турецкие новостройки. А Киев – красивый европейский город.

—  Как вам живется со знанием, что для многих мужчин вы являетесь Богиней, идеалом Женщины?

—  Ой, сейчас побегу делать прическу.

(Окончание следует.)

Елена КОЛТУНОВА.