Номер 08 (701), 27.02.2004
В Одесском русском драматическом театре премьера: "ПЕППИ?!.". Это "семейный мюзикл", созданный по мотивам произведений Астрид Линдгрен режиссером-постановщиком Георгием КОВТУНОМ и композитором Евгением ЛАПЕЙКО. С тандемом Ковтун-Лапейко одесская публика уже знакома по блестящему спектаклю рок-опере "Ромео и Джульетта", идущему в Одесском театре музкомедии.
Имя Астрид Линдгрен и ее героини Пеппилоты знают несколько поколений детишек и их родителей.
Поэтому народ пошел на премьеру, заранее предвкушая удовольствие от красочного зрелища, от парадоксальных забавных взглядов и высказываний Пеппи, от режиссерской изобретательности заслуженного деятеля искусств России, лауреата международных конкурсов Георгия Ковтуна, от уже полюбившейся музыки Евгения Лапейко и от того, что в афишах значилось: "ассистент по пластике Люсьен ЗАСЛАВСКИЙ". Те, кто видел "Ромео и Джульетту", не могли не оценить постановку сценических движений, поединки, буквально акробатические трюки Ромео и т.д..
В последнем отношении Ковтун и Заславский в "Пеппи" превзошли самих себя. Второе отделение цирк, поражает яркостью красок, атмосферой праздничности и сложностью (пусть даже порой кажущейся, как, скажем, хождение по канату). Надо признать, что второе отделение вообще идет живее и смотрится с большим увлечением, чем первое. Ну, цирк всегда цирк, с ним трудно соревноваться! А ведь посоревноваться можно было. Пусть не зрелищной яркостью, но чем-то другим, берущим за душу. А вот здесь мне видятся некоторые упущения.
Упущение первое. Не дотягиваются лирические моменты. Нет завершения в сцене с портретом матери. Прелестно звучит ария (романс?) Пеппи в 1 отделении, когда "с неба" к ней спускается образ (портрет) покойной мамы (очень проникновенна, лирична в этой сцене музыка Евгения Лапейко), но нет такой концовки, которая позволила бы внести лирическую ноту в весь спектакль. Сцена прошла и... забылась. Не стала в какой-то мере ключевой для всего спектакля, для образа бесшабашной, но необыкновенно доброй и одинокой девочки.
Второе упущение. В спектакле нет драматизма, нет моментов острых переживаний, без которых спектакль превращается просто в шоу. И если Громила и Блумтух в сцене ночного ограбления не пугают даже маленьких детей, то это еще куда ни шло они изначально заданы как бандиты-неудачники, а история о том, что Пеппи хотят "упрятать" в детский дом (а он для Пеппи та же тюрьма), должна была бы быть выделена четко, на ней и нужно было строить интригу. Нет опасности нет и радости избавления от нее...
И еще. Недаром ведь спектакль называется "семейным мюзиклом" (кстати, почему мюзиклом, а не рок-оперой? По насыщенности и звучанию партитуры, по гармониям, по минимизированному разговорному тексту мне показалось, что "Пеппи" можно было бы с большим успехом называть рок-оперой, но, по большому счету, это дело авторов). Так вот, слово "семейный" свидетельствует о том, что, как уже было сказано, повесть Линдгрен знают, любят и дети, и их родители, и бабушки с дедушками, читавшие ее с удовольствием своим внукам. И помнят ее буквально наизусть. И у всех сложился определенный образ девчонки с задорно торчащими одна вверх, другая вниз косичками, с одним спущенным чулком и рожицей в веснушках (кстати, о веснушках весьма недвусмысленно, вглядываясь в мордашку дочери, говорит папа Эфроим).
И что же? Никаких веснушек! А они необходимы не только потому, что коллективная память поклонников "Пеппи" их запомнила, а папа Эфроим "освежил" эту деталь. Но веснушки придали бы образу Пеппи больше привлекательности и задора. Они бы компенсировали несколько напряженное выражение лица молодой исполнительницы роли Пеппи Татьяны Коноваловой. Не надо забывать, что на очень способную молодую актрису ложится буквально непомерная нагрузка она сама поет. Поет нелегкую партию, одновременно не просто двигаясь, а порой исполняя сложнейшие акробатические номера. Коновалова для совершенствования роли научилась и жонглировать, и играть на скрипке, и лазать по канату, и кувыркаться, да еще в одном эпизоде она взваливает себе на плечи Громилу (или Блумтуха не помню точно). Ничего, кроме похвал, Коновалова не заслуживает. А крупные, яркие, смешные веснушки все же помогли бы завуалировать естественное физическое напряжение.
И совсем уж досадная "мелочь". Та же коллективная память подсказывает название повести Линдгрен: "Пеппи длинный чулок"! Зачем же разрушать устоявшийся образ непонятно. На мой вопрос: "Почему в полном порядке оба чулка? Почему второй по повести спущенный чулок, символизирующий образ заброшенного ребенка, аккуратно держится параллельно первому?" Ответ был таков: "Опущенный чулок мог помешать акробатике". Простите, не поняла. Так пусть он будет туго скатан, пусть это будет носок, но Пеппи должна оставаться Пеппи длинный чулок, а не Пеппи длинные чулки. Эта заданность.
А в целом спектакль, как уже говорилось, красочный, веселый, прелестно играют совсем юные исполнители: Ю. Коровко и А. Цимбалюк (Анни) и О. Кононцева и Е. Погорелов (Томми). Да и взрослые артисты заразились радостным задором этого спектакля.
Елена КОЛТУНОВА.