Номер 06 (1495), 20.02.2020

ВМЕСТО ЛЕНТОЧКИ РАЗРЕЗАНО БЫЛО СТЕКЛО

Выставка мозаики Ольги Новак "Части целого" открылась в галерее Всемирного клуба одесситов (Маразлиевская, 7).


— Что может быть приятнее, чем открывать первую персональную выставку художника? — произнес на вернисаже вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. — Радуюсь. Есть люди, все время идущие вперед. Из таких целеустремленных — художница Ольга Новак. Познакомился с ней, как с поэтом. Пришла на студию "Зеленая лампа", читала стихи. А потом узнал, что она мозаичист. Художник, делающий мозаики. Вначале был строительный институт. Показалось, что мало.

Затем художественный. Стала дизайнером, оформителем. И этого было мало.

Освоила ювелирное искусство. Все равно — мало. С 2010 года, вот уже десятый год из кусочков смальты, фарфора, стекла, металла складывает живописные картины — мозаики. Трудоемко? Не то слово! Но — захватывающе интересно. Как будто не художник, а природа создаёт эти композиции. Приятно, что работу Оли полюбили. Почти половина мозаик на выставке привезена из частных коллекций. У Оли уже есть свои собиратели, ценители. Народу пришло — не протолкнуться. Но всем хватило места. Подойти, обнять, купить каталог, подписать. Понять, как невероятно, когда из частей целого оживает целое. Да и открытие было необычным. Привыкли перерезать ленточку, а Ольга разрезала красное стекло. Я волновался, только бы не поранила руки. Не представляя, сколько фрагментов ей приходится вырезать каждый день... Никакие репродукции не передают свечение, переливы мозаики. Выставку нужно видеть.

Уникальные мозаичные панно Ольга собирает из цветного стекла, керамики, мрамора, смальты и даже осколков битой посуды. А еще выполняет в мозаичной технике столики и столешницы, подносы, колонны, рамы для зеркал, вазы, подсвечники. Девиз художницы: "Всегда все сложится!" За неоценимую помощь при подготовки мозаичной копии картины Ван Гога "Ирисы" (на нее ушло 12 килограммов стекла) и других работ Ольга не устает благодарить известную одесскую художницу, живописца Ольгу Разинкину, своего большого друга и профессионала. Первые посетители буквально боялись дышать на экспонаты: они же из стекла! Чарли Чаплин как будто сейчас выскочит из рамы и начнет беготню по залу, а за ним, глядишь, и полицейские из немого кино появятся! Тонкие переливы пейзажей и натюрмортов при ближайшем рассмотрении дробятся на фрагменты, и замечаешь: вот тут кафельная плиточка с затейливым рисунком, а тут ягодки выложены из смальты, но как аппетитно!

— Люблю комбинировать материалы и техники, уходить от традиций римской (квадратный модуль) или флорентийской (идеальная подгонка изогнутых стыков) в творческий эксперимент с формой и фактурой материала, тогда мозаика становится более рельефной, живописной, иногда коллажной, — говорит художница о своем творческом методе. — Всегда все сложится! Бери и делай, даже не видя всей полноты задумки (затеи, предмета, проекта). Часть изначально содержит целое, как и целое вмещает части.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.